11.01.2018 | 20:46

"Последний портрет Джакометти". В прокат вышел фильм о самом неординарном скульпторе XX века

В прокат вышел фильм Стэнли Туччи «Последний портрет», мировая премьера которого состоялась в прошлом году в Каннах. Лента посвящена одному из ярких эпизодов жизни швейцарского скульптора и живописца Альберто Джакометти. Через испытание искусством прошел и Станислав Дорэ.

В основе фильма – мемуары американского критика, писателя Джеймса Лорда. В них он описал один из самых необычных периодов в своей жизни. Знаменитый Альберто Джакометти в 64-м, меньше чем за два года до своей смерти, предложил Лорду написать его портрет, который к тому же должен был стать последним в карьере художника.

Так и случилось. Джакометти пообещал Лорду, что работа займет пару дней, но в итоге процесс сильно растянулся, став для самого Джакометти неким арт-экспериментом, а для Лорда – настоящим испытанием искусством. А это документальная хроника, того, как мучительно создавался этот портрет. Джеймс Лорд подробно комментирует каждый из 18 рабочих дней и делится своими ощущениями от конечного результата.

Процесс создания портрета превратился в настоящий перформанс от Джакометти. Гений вел себя при Лорде эксцентрично: кричал на чистый холст, обвинял Пикассо в воровстве идей, искал необычные тайники для своих сбережений, мог внезапно заболеть во время сеанса и даже приглашал любовницу в дом, который делил с законной супругой. Он уверял, что портрет не получается и начинал его снова и снова, разрушая все планы Лорда. Специалисты и сегодня спорят, что стояло за таким поведением художника.

Куратор и арт-критик Антонио Джеуза уверен, это не сознательный эпатаж, а реальные мучения художника: «Для Джакометти важно, чтобы каждая работа была совершенная. Это очень сложно, даже если работы простые, а сколько работ он выбросил! Процесс был для него важнее, чем продукт. Это чувства, это художник, который не может по-другому». 

Художник Борис Орлов называет Джакометти одним из своих любимых авторов, сильно повлиявших на него в начале творческого пути. В его мастерской хранятся работы, в которых влияние швейцарского мастера без труда читается. А вот история последнего портрета Орлову была не известна, он и не думал, что художник-экзистенциалист способен на такое  поведение. 

«Мне казалось, что Джакометти такой же интроверт, как и я. У меня сложился образ, это очень погруженный человек, живущий в мире, который он сам себе сконструировал, это абсюлютный законченный космос», ‒ поделился художник Борис Орлов.

В созданных Джакометти образах каждый находит свое. Его скульптуры кому-то напоминают деревья, кому-то обугленные после войны тела, но сам автор настаивал, что «лепит» не людей, а их тени.

К каждому новому проекту он подходил серьезно, работал скрупулезно и, конечно, последний в своей жизни портрет стремился довести до совершенства. Правда, он так и остался незаконченным. Много лет хранился в семье Джеймса Лорда, а в 90-м году был продан за 20 миллионов долларов, к тому времени уже войдя в число самых интересных произведений искусства XX века с необычной историей.

Новости культуры