20.04.2010 | 10:20

Школа, способная развивать личность, или новые образовательные стандарты в России

Сейчас во многих начальных школах страны проходит апробацию новый образовательный стандарт. Его программная цель – воспитание самостоятельной личности, способной применить школьные знания на практике. Этот масштабный "педагогический эксперимент" – часть национальной инициативы "Наша новая школа", которую президент России утвердил в начале этого года. Предполагается, что в сентябре 2011 новый стандарт будет введен повсеместно. Но готовы ли преподаватели и ученики к "образовательной революции"? Репортаж "Новостей культуры".



Урок музыки у второклашек "Новой гуманитарной школы". Все дети артистичные, не похожие друг на друга, и учитель к ним прислушивается.

Школа, способная развивать личность, – такова цель реформы общего образования. Разработчик образовательных стандартов, руководитель проекта по разработке Федерального государственного образовательного стандарта Александр Кондаков описывает, каким должен быть выпускник обновленной младшей школы: "Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом. Доброжелательный, умеющий обосновывать свою точку зрения, ведущий здоровый образ жизни. Мы говорим о компетенциях современного ребенка, необходимых для дальнейшей успешной жизни".

В новых стандартах нет ни слова о том, что надо знать. Только указания, что нужно уметь. Полная победа системно-деятельностного подхода. Методика, разработанная Выготским, Гальпериным, Элькониным и Давыдовым, по которой не одно десятилетие работают школы развивающего обучения, станет нормой. Ее ценностные ориентиры – деятельность, мышление, понимание, рефлексия.

"Уметь анализировать, оценивать ситуацию, ставить цели, выбирать средства", – говорит директор "Новой гуманитарной школы" Василий Богин.

Это умения, в которых российские школьники который год отстают от сверстников Финляндии, Канады, Тайваня и еще как минимум тридцати трех стран по оценке Международной программы PISA. Она изучает способность детей применять школьные знания в жизни. Для государства, которое держит курс на модернизацию и инновации, это настоящая проблема. Новый стандарт – один из способов эту проблему решить.

"Мы можем с помощью этого стандарта построить принципиально другую школу. В чем принципиальность? В изменении качества образования и его эффективности", – считает директор открытого института "Развивающее образование" Алексей Воронцов.

PISA и прочая международная экспертиза оценивает, насколько наши стандарты приближены к мировым. Государственная аккредитация – проверка на соответствие госстандарту. Разработчики настаивают: новый стандарт не бюрократическая формальность, а общественный договор.

"Требования к результатам образования – это согласованный запрос семьи, общества и государства", – подчеркивает руководитель проекта по разработке Федерального государственного образовательного стандарта Александр Кондаков.

Что нужно от школы родителям, выяснял Институт социологии Академии наук. Интерес государства сформулирован в инициативе "Наша новая школа". Все ждут успешного гражданина России. Требования закреплены в стандарте. Их разделили на три группы: ученик должен брать барьеры, учитель – знать, как этому научить, а школа должна быть оснащена технически.

Апробация нового стандарта в Ярославле. Показательный урок. Интерактивная доска и ноутбук на каждой парте. Не каждая из отечественных школ на это способна. Еще более сложная задача – найти умелых учителей.

"Мы годами ищем учителей русского языка, которые могут написать грамотно, без ошибок, свое резюме, и годами ищем учителей математики, которые могут решить задачки для внеклассной работы в третьих-четвертых классах", – заверяет директор "Новой гуманитарной школы" Василий Богин.

Между тем, на плечи учителей ляжет не только обучение и развитие, но еще и воспитание, и внеклассная активность, и творческий подход к учебной программе.

"Новый стандарт демократизирует жизнь школы. Школа сама выбирает путь, по которому она достигает результата", – утверждает руководитель проекта по разработке Федерального государственного образовательного стандарта Александр Кондаков.

Примерная программа – с ней связаны основные опасения новаторов от образования.

"Сейчас битва не за стандарт, а за примерные программы: одна или много?" – отмечает директор института "Развивающее образование" Алексей Воронцов.

Если примерная программа будет одна, то, фактически, она превратится в образовательный минимум. Как минимум, она заслуживает критики. Есть опасность, что примерные программы и базисный учебный план перекроют инновативный посыл нового стандарта.

"Если грамотно использовать современные технологии, то время на урок можно сократить в два раза. Но тот учебный план, который существует, фактически, парализует все новые технологии. Если я прохожу математику не за три часа, а за два, и хочу заниматься чем-то дополнительным, то я этого не могу", – разъясняет директор открытого института "Развивающее образование" Алексей Воронцов.

Сам стандарт в ходе подготовки и апробации широко и открыто обсуждался педагогическим обществом. Возможно, и в вопросе примерных программ инновационные школы достигнут консенсуса с разработчиками госстандарта. И тогда – да здравствует, новая свободная школа!