20.04.2010 | 11:14

Печать. 20 апреля 2010 года

Ветераны Великой Отечественной не хотят праздновать День Победы под портретами Сталина. Зачем современной детской литературе идея социальной справедливости? А также – почему в балете экзотика порой превращается в скуку? Подробности – на страницах сегодняшних газет и в обзоре "Новостей культуры".



***
"Московский комсомолец" печатает открытое письмо, озаглавленное так: "Портретам Сталина не место на улицах Москвы". Письмо написали не историки, не творческая интеллигенция, а фронтовики, ветераны Великой отечественной. Они призывают мэра столицы отказаться от решения "украсить" майскую Москву изображениями Сталина. Напомним, несколько дней назад в правительстве Москвы заявили, что, несмотря на протесты общественности, ко Дню Победы в столице появятся десять "плакатов с изображением картин военных лет", на которых будет изображен генералиссимус. Ветераны против. "Роль Сталина – это не Победа, а немыслимые, ни с чем не соразмерные масштабы потерь... Сталин – это невиданный в истории пример предательства: солдаты, попавшие в плен по вине главнокомандующего, были объявлены изменниками... Мы делали все для Победы не потому, что так велел Сталин. Мы просто защищали Родину, которая была много веков до Сталина и будет еще много веков после Лужкова".

***
Перипетии детской литературы новейшего времени на страницах "Известий" исследует писатель Дмитрий Быков. Повод для написания статьи – две скорбные даты. Тридцать лет назад в Риме умер Джанни Родари – создатель самой популярной революционной сказки ХХ века о приключениях Чиполлино и бунте демократически настроенных овощей. А сто лет назад не стало Марка Твена – автора саги о Томе Сойере и Гекльберри Финне. Оба эти произведения несли идею социальной справедливости, без которой, по мнению автора статьи, человек превращается в овощ, причем гнилой. А сейчас и Чипполино, и Том Сойер позабыты. "Детей стали закармливать сладостями, развлекать пустотой, дурманить фэнтези, в которой боролись исключительно с абстрактным злом, но никогда – с социальным неравенством... Все это очень мило, философично, но ребенок, воспитанный на этой литературе, почему-то поразительно легко покупается на миф о тотальной внешней угрозе: ведь в фэнтези идет непрерывная борьба с чужими".

***
"Стандартная Шехеразада" – так называет обозреватель "Новых известий" постановку Андрея Петрова "1001 ночь", премьера которой прошла в театре "Кремлевский балет". Похоже, хореограф был сильно вдохновлен "Шехеразадой" Михаила Фокина и "Легендой о любви" Юрия Григоровича. Во всяком случае, постановщик использовал набор традиционных приемов и деталей: "Бикини с прозрачными шальварами; танец живота; отогнутые назад кисти поднятых рук". "Узнаваемость антуража и хореографии в сочетании с предельно понятной пантомимой придает зрителям полусонный душевный комфорт: все идет по накатанной дорожке, не режет глаз, не заставляет напрягаться. Смотреть этот балет – словно, одурев от жары, лежать у моря на песке. А после просмотра в голову лезут банальные сентенции типа "Восток – дело тонкое"".