21.04.2010 | 11:08

В "Фотоцентре" - выставка "Мир. Война. Победа"

В столичном "Фотоцентре" открылась выставка "Мир. Война. Победа". На ней представлены лучшие образцы советского плакатного искусства времен Отечественной войны - работы кукрыниксов, Иванова, Корецкого и других мастеров, сохраненные в частных коллекциях. Рассказывают "Новости культуры" .




Как сейчас трудно представить нашу жизнь без рекламы, так советское время – без плакатов. Они сопровождали людей с утра до вечера. Плакаты убеждали, агитировали, призывали, были самым доступным и эффективным средством массовой информации. Когда началась Великая Отечественная, многие художники обратились к плакату. Оказалось, что собственного желания для этого мало. Художники должны были участвовать в конкурсах , во время которых выбирали лучшие работы. Плакаты – это еще и исторические документы. В начале войны фашистов часто изображали карикатурно, но уже в 42-м интонация изменилась.

"Ленинградский плакат 42-го года – это плакат мести. Это действительно трагизм такой , если сделать выставку плаката 42- начала 43-го года, многие воспримут, что мы показываем вещи, которые нельзя смотреть детям младше 16 лет", - рассказывает искусствовед Александр Шклярук.

Художники сами решали, какими средствами они могут добиться наибольшей образности и выразительности. Часто в роли героев выступали друзья, коллеги, дети, соседи по дому. Так Виктор Корецкий работал методом фотомонтажа.

Александр Шклярук: "Он часто делал постановочные композиции, причем даже одевал фашистскую форму, героя фотографировал. Приходилось и так делать, чтобы это был творческий процесс".

Во время войны плакаты делал художник Дементий Шмаринов, известный больше, как иллюстратор русской классики.

Александр Шклярук: "Очень интересный плакат. Один из немногих плакатов, где скульптурное изображение Ленина, символ Ленинграда, был вписан в плакат".

Во время Великой Отечественной плакаты делали в Москве и Ленинграде. Художники в блокадном городе занимались литографией. С камня они могли отпечатать от 3000 до 5000 тысяч экземпляров. В столице у художников возможностей было больше. Тем не менее, говорить о миллионных тиражах не приходилось.

Александр Шклярук: "Спрашивают, сколько было сделано со Сталиным в годы Великой Отечественной войны. Штук 15 из полутора тысяч. Это переносит представление наше, какова была агитация".

Многие плакаты военного времени уцелели до наших дней. Их сохранили художники, которые верили, что когда-то они станут предметом искусства и объектом собирательства.

Все материалы темы>>>