22.04.2010 | 10:55

Эрмитаж представил последние приобретения

Государственный Эрмитаж представил свои последние и весьма хрупкие приобретения. Уникальную коллекцию русского фарфора и собрание акварелей XIX века купили в Париже - у известного антиквара Мориса Борюша. С экспонатами-эмигрантами познакомились "Новости культуры".
Дворцовые сервизы состояли из сотен предметов, но от изысканного фарфора остались буквально крупицы - вот, например, два десятка тарелок -ими пользовался император Павел. Но их могли продать с аукциона - к счастью, Эрмитаж выкупил коллекцию знаменитого парижского антиквара Мориса Барюша целиком.




Этот фарфор собирал в Париже офицер Александр Попов. После революции открыл на Елисейских полях галерею - экспонаты искал у соотечественников-эмигрантов. Попова, как и его наследника Мориса Барюша, интересовали редкости - например, фарфор "виноградового периода", названного так по фамилии основателя Петербургского завода - Дмитрия Виноградова. Парадные сервизы с государственными гербами, повседневная аристократическая посуда, "пакетовые" табакерки - у них форма конвертов, прямо на глазури - монограммы владельцев. В прошлом году коллекцию выставили на торги знаменитого аукционного дома - покупателей, желающих заплатить два с половиной миллиона фунтов, не нашлось. С владельцем - Морисом Барюшем - вступили в переговоры сотрудники Эрмитажа.
"Он без сомнения проявил должную ответственность, которую должен испытывать человек, который обладает такого рода предметами. И предпочел расстаться с ней таким образом, чтобы вещи из коллекции не разошлись по частям", - рассказывает заведущий сектором новых поступлений Государственного Эрмитажа Виктор Файбисович.

Вторая половина приехавшей из Парижа коллекции - акварельные миниатюры. Великих князей дома Романовых, представителей знатных фамилий, известных петербуржцев XIX века запечатлели лучшие художники того времени. Здесь - один из хрестоматийных портретов Натальи Гончаровой - кисти Владимира Роу. Красавица - в трауре по погибшему поэту.

Такие портреты можно назвать "акварельными фотографиями". Художники тщательно прописывали и лица, и детали одежды. Великолепный материал для историков. А вот зрители смогут любоваться рисунками всего месяц - их нужно беречь и от света, и от излишнего внимания.