22.04.2010 | 17:01

Совместное заседание Советов при президенте России

Для нормального функционирования культуры необходимо 130 миллиардов рублей в год. Об этом сегодня на совместном заседании президиумов Государственного совета РФ, Совета при президенте РФ по культуре и искусству и Совета при президенте по науке, технологиям и образованию, заявил министр культуры Александр Авдеев.

По словам министра, для нормального функционирования сферы культуры необходимо увеличить ее бюджет до 130 миллиардов рублей, вместо 77 миллиардов, которые государство выделило в этом и, "дай Бог, эта сумма будет и в следующем году".

Авдеев обратил особое внимание на проблемы библиотек. "У них множество проблем, они связаны и с технической модернизацией, но главная из них – обновление фондов", – сказал он.

Министр пообещал, что региональные библиотеки будут оснащаться электронными книгами или так называемыми "ридерами". "Литература сегодня дорожает, средняя книга стоит 300 рублей. В ридер можно закачать от двух до пяти тысяч базовых произведений, при его средней цене в 500 долларов (пятнадцать тысяч рублей). По нашим подсчетам, ридеры в десять раз удешевляют стоимость комплектования библиотек", – пояснил Авдеев.

По словам министра, на комплектование библиотек его ведомство выделяет 300 миллионов рублей, часть из которых будут тратиться на приобретение электронных книг, "но для этого необходимо внести в законодательство изменения, которые позволяют тратить эти деньги не только на бумажные носители, но и оборудование".

Авдеев также отметил, что "в региональных библиотеках молодежь больше берет ридеры, им это более интересно". "Но здесь главное идти от жизни, а не навязывать только бумажные носители или только электронные", – уверен министр.

Кроме того, Авдеев поднял проблему школ искусств, которых в России насчитывается 5,4 тысяч. Многие из них, утверждает он, "стали забывать свою основную миссию". "Часть из них живые, некоторые полуживые, в зависимости от финансирования, но, к сожалению, в этих школах существует тенденция ухода от образования профессионального к кружкам лепки, рисунка, кройки и шитья", – заявил он. "Также учителя в этих учреждениях не приравнены к школьным учителям, соответственно зарплата у них существенно ниже. Это законодательный пробел, который нужно решить", – добавил министр. Также он призвал увеличить долю гуманитарных предметов в школьной программе.

***
Доступ молодежи к культурным ценностям должен быть обеспечен во всех малых городах и поселках России. Об этом заявил сегодня президент России Дмитрий Медведев, выступая на совместном заседании президиумов Госсовета, Совета по культуре и искусству, а также Совета по науке, технологиям и образованию.

"Проблема формирования современной личности связана с еще одной проблемой – проблемой доступа к культурным ценностям, включая возможность использовать эти ценности не только в столицах, но и в провинции, о чем мы неоднократно говорили, – сказал он. – Такой доступ должен обеспечиваться в малых городах, по возможности, и в поселках".

Медведев признал, что в этом есть целый набор проблем. "Они не новые, – сказал он. – Очевидно, что они возникли за последние годы. Я имею ввиду, скажем, состояние клубов и библиотек. Мы знаем и все проблемы, связанные с недофинансированием такого рода учреждений образования и с сокращением их числа". Но к этим процессам, считает глава государства, "нужно относиться вдумчимо".

"Вопрос не в том, чтобы во что бы то ни стало сохранить общее количество библиотек и клубов, которое существовало в советский период, – сказал он. – Мы этим гордились, но зачастую это были формальные организации. Мы это отлично знаем, и ничего в этих клубах интересного не было". "А вот библиотеки, они, действительно, работали, книги выдавали, – подчеркнул Медведев. – Сейчас происходит информационный взрыв. Люди получают информацию не только из книг, но и с электронных средств коммуникаций. Тем не менее, библиотечная среда исключительно важна".

***
В поддержке одаренной молодежи "нужны особые критерии", особая заинтересованность государства и общества, убежден президент России Дмитрий Медведев. "Именно потому, что талантливые и креативные люди как раз являются теми, кто продвигает прогресс, кто занимается модернизацией государства, общества, экономики", – пояснил он на проводимом впервые совместном заседании президиумов Госсовета и двух Советов при президенте – по культуре и искусству, а также по науке, технологиям и образованию.

По его словам, нельзя сказать, что такая работа не ведется. "У нас есть весьма интересный опыт и вполне конкретные результаты. В законе об образовании для победителей Олимпиад предусмотрены льготы при поступлении в ВУЗы. Я, кстати, недавно встречался с победителями Олимпиад", – сказал президент, отметив, что это "конечно, толковые, талантливые ребята".

В рамках национального проекта "Образование", продолжил он, за период с 2006 по 2010 год объем средств, который был выделен из федерального бюджета для победителей Олимпиад, некоторые другие цели, "увеличился почти в сто раз". Реализуется и специальная подпрограмма "Одаренные дети" в рамках программы "Дети России". "Это все хорошо, но это все равно мало, – подчеркнул Медведев. – И если по-честному, это фрагменты". Он заявил, что "у нас нет самого главного – того, что было создано в других странах за последние годы. А именно: общенациональной системы поиска и развития талантливых детей и молодежи". Причем, по его словам, речь идет "о формировании сети и научных, и естественного цикла, и гуманитарных центров при ведущих университетах страны, о заочных школах для одаренных школьников". В общем, сказал глава государства, здесь возможны "любые формы", могут быть использованы "самые разные программы".

"Кстати сказать, в законодательстве ряда стран – в частности США – есть специальное законодательство, посвященное образованию, как и у нас, – продолжил Медведев. – Но в этом законодательстве существуют разделы, посвященные организации обучения одаренных и талантливых детей, и приняты специальные программы". Вот в Великобритании, сказал он, такая программа "действует с 1997 года, она так и называется "Национальная программа развития и образования одаренных и талантливых учеников". "Нам не нужно этого стесняться, не нужно унифицировать всю подготовку, которая существует, – подчеркнул президент. – Наоборот, мы должны всячески стимулировать таланты".

Медведев отметил особенную важность делать это "в тот период, когда происходит профессиональное становление таких детей". Создавать нужно среду, в которой такого рода ребята могут быть востребованы. "Ну, и еще раз повторяю, мы должны иметь полноценную систему работы с тем, чтобы мы не оказывались в ситуации, когда, скажем, значительная часть этих молодых людей берется на карандаш иностранными фондами, которые предлагают неплохие условия для обучения, – отметил президент. – И в конечном счете, многие из них уезжают на обучение, а впоследствии остаются в других странах".

Глава государства сказал, что он не выступает за то, чтобы "закрывать такие возможности". Наоборот, по его словам, просто "нам нужно уметь конкурировать с такого рода предложениями, только и всего с тем, чтобы наши талантливые люди, талантливые ребята, дети чувствовали, что они могут воспользоваться разными возможностями". Он указал, что должны быть созданы похожие условия в нашей стране", как и за границей, тогда "будет возможность выбора", а это, "наверное, самое главное".

Отдельной поддержки требуют педагоги, которые готовят талантливых ребят, продолжил президент. "И материальная, и моральная поддержка, включая использование их опыта, приглашение их на различного рода мероприятия, – пояснил он. – Ну, и материальное стимулирование, о котором я уже сказал".