23.04.2010 | 10:50

Начал работу фестиваль польского кино "Висла"

В Москве начал работу Третий фестиваль польского кино "Висла". В этом году он проходит вопреки трагическим обстоятельствам. Копии фильмов для фестивальных показов находились на борту польского самолета, который разбился 10 апреля под Смоленском. Киносмотр посвящен памяти погибших в авиакатастрофе. Произошли изменения и в фестивальной программе. Рассказывают "Новости культуры".



На фронтоне кинотеатра "Художественный" - афиша с веселым велосипедистом. Внутри - траурный портрет одного из организаторов фестиваля, заместителя министра иностранных дел Польши, погибшего под Смоленском.

Координатор фестиваля "Висла" Петр Скульски рассказывает: "Анджей Кремер договорился с начальством. Все пленки 35 миллиметров, афиши - все летело в президентском самолете".

Организацию фестиваля пришлось начинать с нуля. Чудо, что открывается он в установленный срок и без изменений в программе. Только фильм открытия изменили. Вместо рок-н-рольного "Все, что я люблю" Яцека Борцуха будут показаны меланхоличные "33 сцены из жизни" директора фестиваля Малгожаты Шумовски. Это польско-германская лента, получившая приз в Локарно. Кинокритик Алена Солнцева говорит: "Решили, поскольку траур неуместно начинать с.... И смерть как она есть".

"Висла" – фестиваль конкурсный. Приз гильдии российских кинокритиков "Слон" получит лучший из 15 фильмов, снятых в Польше за текущий год. По мнению польских кинокритиков, это был хороший год.

Польский кинокритик Тадеуш Соболевски признается: "Сотни тысяч зрителей, для Польши это много, посмотрели трудные фильмы с новой формой, экспериментальные фильмы".

Фильмы, которые пан Тадеуш называет трудными - "Плохой дом" и "Польско-русская война", окупились в прокате. А ведь это остро социальные, жесткие фильмы. Экранизацию нашумевшего романа Дороты Масловски "Польско-русская война под красно-белым флагом" снял сын режиссера Анджея Жулавски - Ксавери. "Довольно резкое критическое отношение к сегодняшнему дню поляков", - считает кинокритик Алена Солнцева.

"Очень интересная фантазия на тему поп-культуры, - говорит Тадеуш Соболевски. - Поп-культура - это ничтожество, которое нас бомбардирует".

Фильм "Плохой дом" в рамках специальной фестивальной дискуссии планируют сравнить с "Грузом-200" Алексея Балабанова. Режиссер "Плохого дома" согласен, что у них с Балабановым много общего.

Режиссер картины "Плохой дом" Войцех Смажовски говорит: "Нормальный, средний человек, ни добрый, ни злой, попадая в ситуацию критическую, способен на преступление. И бывают времена, когда такая индифферентность, нравственная шаткость в людях особенно сильна. Такими были польские 80-е. Мой фильм - своего рода размышление над последними годами коммунистической Польши".

Другой фильм о недавнем прошлом снял ветеран польского кинематографа - Януш Моргенштерн. "Меньшее зло" - история молодого человека 80-х годов, который становится диссидентом из соображений выгоды. Это не единственный фильм конкурсной программы, в котором можно увидеть артиста Леслава Журика крупным планом.

"Польское кино возвращает нас в те времена, когда российское кино не делилось на блокбастерное и артхаусное, а был спокойный мейнстрим, снимались психологические драмы", - говорит Алена Солнцева.

В Польше такие снимают до сих пор - хорошие и зрительские. Основоположники традиции остаются себе верны. В рамках специальной программы будут показаны фильмы "Катынь" и "Аир" Анджея Вайды.

У фестиваля "Висла" - особая атмосфера. В России много тех, кто на польском кино учился. Лариса Лужина на открытии вспоминала, как снималась в фильме "Ярослав Домбровский", каким культовым было для них польское кино в годы застоя. Общее прошлое, живой интерес и сочувствие в настоящем - все это превращает фестиваль "Висла" в одно из значимых событий весеннего киносезона.

Читайте также:

Погиб президент Польши. Траур

"Висла" в этом году посвящена памяти жертв трагедии под Смоленском