23.04.2010 | 11:07

"Деньги" – криминальная сказка Островского в "Сатириконе"

Театр "Сатирикон" претендует на звание "Дома Островского, №2". Репертуар коллектива с завидной регулярностью пополняется новыми спектаклями по произведениям драматурга. Сегодня состоится очередная премьера. На этот раз худрук театра Константин Райкин выбрал пьесу "Не было ни гроша, да вдруг алтын". Впрочем, старомодные денежные единицы на афишу решили не выносить. Спектакль назвали просто и лаконично – "Деньги". А его жанр определили как "криминальная сказка". Рассказывают "Новости культуры".



Где-то на окраине Москвы – там, где гаражи, переезд со шлагбаумом и поезда куда-то громко спешат один за другим. Время действия – наши дни. Хотя сначала, кажется, что все это осталось, к примеру, в девяностых. Но режиссер Константин Райкин не дает и шанса этим предположениям. Он уверен: ничего не изменилось ни с девяностых прошлого века, ни даже с девяностых позапрошлого. И это при том, что сам Островский отсылал зрителя на тридцать лет назад от написанной в 1872 году пьесы.

"Это абсолютно нормальная, безликая окраина Москвы, когда она уже переходит в пригород. Это гаражи, железные дороги, когда ты не можешь понять, что это за город. Это похоже на все российские города. Это абсолютно в наши дни, абсолютно перенесено в современность. Не стройте себе никаких иллюзий", – заверяет режиссер.

Сначала почти все герои напоминают обитателей ночлежки, несмотря на разницу в материальном достатке. Тут и мусорный контейнер, и теннисный стол – все как будто на свалке найдено. Текст пьесы сохранен в первоначальном виде. Что, в общем-то, не удивительно. Стоит ли вообще говорить про актуальность Островского, ведь это и так очевидно.

Только диковинные купеческие имена веселят публику. Самовар поменяли на чайник, крылечко заменили ящиком, а из названия убрали давно не существующие монеты. Так, "Не было ни гроша, да вдруг алтын" стали просто "Деньгами". Впрочем, их нехватка так и осталась главной проблемой.

"Это вообще странная пьеса. Она о том, что нищета и бедность, и нужда разрушительны для человека. В некотором смысле, это единственная пьеса Островского про это", – добавляет Константин Райкин.

Сюжет этой криминальной сказки напоминает комедию лишь изредка. Слишком уж невесело думать про все эти финансовые трудности, пусть они и рассказаны так сочно и ярко.