23.04.2010 | 19:34

Театр Гоголя встретит юбилей без зрителей

"Театр – это такая кафедра, с которой много можно сказать миру добра". Именно эти слова Гоголя уже 85 лет воплощают в жизнь служители московской сцены, носящей имя русского классика. И делают это блестяще – таково мнение не только их отечественных коллег, но и зарубежных мэтров. Однако в канун юбилея Театр Гоголя был закрыт – за несоблюдение требований пожарной безопасности. И теперь с его "кафедры" девяносто дней не прозвучит ни слова. История триумфов и драма сегодняшнего дня – в репортаже "Новостей культуры".



Театр Гоголя закрывают уже не в первый раз. Три года назад подозрения вызвала крыша, теперь – отсутствие противодымной системы. Объективно здание, построенное более ста лет назад, бывшее железнодорожное депо, давно нуждается в капитальной реставрации. Но как несправедливо, что эти неприятности свалились на коллектив именно сейчас.

"Никто не посчитался с тем, что у театра юбилей. И никто, ни один театр не предоставил свое помещение Театру Гоголя, чтобы они могли хотя бы в чужих стенах отметить свою дату", – отмечает Виталий Вульф.

Из восьмидесяти пяти лет только пятьдесят театр носит имя Гоголя. Прежде он назывался театром транспорта, и в биографиях многих театральных звезд можно найти упоминание о работе именно на этой сцене. Достаточно назвать лишь некоторые имена: Борис Чирков, Илья Судаков, Владимир Самойлов, Леонид Утесов, Владимир Зельдин, Марк Захаров, Сергей Голомазов. Театр многим давал хороший старт, но никогда не умел громко заявить о своих успехах. А они были как в эпоху Бориса Голубовского, так и в эпоху нынешнего художественного руководителя театра Сергея Яшина.

С постоянными аншлагами шел в середине 1990-х спектакль по пьесе Теннесси Уильямса "Костюм для летнего отеля" с участием Светланы Брагарник и Олега Гущина. Театр регулярно посещали гости из США, чтобы посмотреть как трепетно и тонко эти русские актеры раскрыли взаимоотношения американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и его жены.

"Брагарник после "Костюма для летнего отеля" выходила и выходила на поклоны, а потом шла по этому бесконечному подземному переходу к метро, чтобы поехать домой. Театр не давал ей машину! В этом театре очень плохой директор, который не думает об актерах, думает только о себе", – заверяет Виталий Вульф.

Сильнейшее впечатление на американскую публику произвел и спектакль "Долгий день уходит в ночь" с участием Светланы Брагарник и Владимира Самойлова. В американской прессе Брагарник называли "великой актрисой", но до России эхо этих громких гастролей так и не докатилось.

"Мы приехали в Бостон и в одном из университетских театров, где отмечали юбилей Юджина О'Нила, играли сцены из этого спектакля. А в зале сидел Хосе Кунтеро, очень знаменитый американский режиссер, который когда-то впервые поставил эту пьесу. Я никогда не забуду, как после спектакля он, плохо видящий, с палкой, пришел за кулисы и обнимал Брагарник, Самойлова, Яшина. Он был потрясен и мне сказал: "У нас так никто не ставил, и я так не ставил, и не знал, что так можно ставить"", – вспоминает Виталий Вульф.

Есть неординарные спектакли и в сегодняшней афише Театра Гоголя. "Мур, сын Цветаевой" и "Последние" в постановке Яшина, "Театральный роман" в постановке Константина Богомолова. Почти пятнадцать лет с неизменным успехом у зрителей идет пьеса "Верная жена" по пьесе Сомерсета Моэма. Вмешательство пожарных инспекторов приостановило репетиции премьеры по пьесе Брэндона Томаса "Тетка Чарлея". Думают в театре и о Достоевском, и о Платонове.

"Ведь Гоголь такие задачи ставил перед театром, Гоголь бесконечно любил театр, ему принадлежит эта фраза: "Театр – это такая кафедра, с которой много можно сказать миру добра". Театр Гоголя пытается этот завет выполнять", – заверяет худрук Театра Гоголя Сергей Яшин.

По предписанию пожарного надзора девяносто дней с этой кафедры не прозвучит ни слова.

Читайте также:
Театр Гоголя закрыт, несмотря на грядущий юбилей. Зрители сдают билеты