23.04.2010 | 23:36

Война глазами ребенка, или "Сказка сказок" в формате интерактивных инсталляций

"Большие глаза войны" – это название выставки, которая открылась в столичной Галерее на Солянке и приурочена к юбилею Дня Победы и 30-летию выхода мультфильма "Сказка сказок". Авторы проекта – режиссер Юрий Норштейн и драматург Людмила Петрушевская. Во время войны они были детьми. Большие глаза войны – это глаза ребенка, с недоумением глядящего на то, во что превратили мир взрослые люди. Сложная экспозиция выставки воссоздает атмосферу фильма "Сказка сказок" – едва ли не лучшего в мире мультфильма о войне – и атмосферу времени, о котором рассказывает картина. Репортаж "Новостей культуры".



Юрий Норштейн уже третьи сутки не выходит из галереи, почти все делает сам. Босиком и в кимоно – как дома. К своим помощникам он требователен не меньше, чем к себе.

Героев "Сказки сказок" он хранит в конвертах, аккуратно выкладывает под стекло – у всех есть реальные прототипы. Юрий Норштейн родился в эвакуации, но война коснулась всех. Большими глазами Волчка на зрителей смотрит ребенок. Образ войны, как и замысел "Сказки сказок", складывался в сознании режиссера годами.

"Из послевоенных взглядов, которые я помню, хотя я был маленький. Из лиц тех людей, которых я знал и которые еще живы. Это особый тип лица. Это особое ощущение жизни, это абсолютное бесстрашие перед опасностью", – рассказывает Норштейн.

Образ кормящей матери тоже возник из жизни. Тетя маленького Юры Норштейна вернулась в 1945 году с фронта. Она потеряла ребенка и каждое утро сцеживала уже никому не нужное молоко. Режиссер запомнил и то, как под патефон кружили пары, но женщины танцевали с женщинами.

Эта выставка не автобиография, не документальные свидетельства войны.

"Это некая растянутая в пространстве метафора. Одна из этих метафор – это летящие письма, которые вылетают прямо из этой трубы времени. Над нами скатерть. Это знаменитый момент из фильма, когда вдруг порыв ветра уносит скатерть. Скатерть улетает, и начинается война", – поясняет директор галереи Федор Павлов-Андреевич.

Письма с фронта разбрасывает ветер, летящий из трубы времени. Это задумка Норштейна.

"Для меня это узел, зацепка для зрителя. Мне бы хотелось, чтобы он, подойдя к этим письмам, почувствовал, что это подлинно. Хотя это все факсимильные копии, но с подлинных писем", – говорит режиссер.

Труба времени – это декорация к мультфильму. Ее называют "аквариум". Это экспонат из ныне беспризорного Музея кино. Эскизы-подлинники сейчас находятся в Японии, там готовится большая выставка Норштейна и Ярбусовой. То, что висит на стенах галереи, – отпечатки со слайдов.

Самая яркая деталь фильма – глаза Волчка. Франческа Ярбусова, жена Норштейна и художник "Сказки сказок", срисовала их с фотографии из французского журнала. На картинке был черный котенок с камнем на шее, его только что вытащили из воды. Норштейн говорит, именно такими были глаза людей после войны. Но атмосфера выставки не угнетающая. Скорее, сказочная.

"Как сказано у Окуджавы в одной песне, "Капельмейстеру хочется взлететь". Так вот, мне бы хотелось, чтобы зрителю, пришедшему сюда, тоже бы хотелось бы на какую-то секунду взлететь", – подчеркивает Норштейн.

Другая часть выставки – документальная. В ней представлены фотографии из детства, Марьина роща, школа и снова танец – манекены в одежде эпохи 1940-х.

Все материалы по теме>>>