26.04.2010 | 12:36

"Орлеанская дева" Чайковского. Синтез музыки и кино

Фестиваль, посвященный 170-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского, в театре "Новая Опера" завершился премьерой. Там представили концертную версию редко исполняемой оперы композитора "Орлеанская дева". Отсутствие сценического действия и декораций компенсировали с помощью видеоряда. Музыкальную историю Святой Жанны иллюстрировали отрывки из немого фильма Карла Дрейера 1927 года. Рассказывают "Новости культуры".

Образ девы-воительницы для солистки Большого театра Елены Зеленской стал почти родным. Она пела партию Иоанны в Амстердаме, Лионе, Москве. И каждый раз не было ни декораций, ни костюмов. Как того и требует концертное исполнение. Однако версия, которую предложила "Новая опера" – это синтез: музыки и немого кино. Видеоряд к оперному действу – отрывки из фильма "Страсти Жанны Д'Арк".

"Мы пытались сделать киноряд побольше, но не всегда музыка Чайковского принимает то, что сделано в немом кино, а финал – как будто одно для другого", – говорит главный режиссер театра "Новая опера" Валерий Раку.

И хотя это концертная версия, а не костюмированный спектакль, наряды исполнителей тщательно продуманы. Особенно платье главной героини.

"Поскольку это светлый образ, хотелось бы, чтобы это были светлые тона, пастельные. И у меня платье в виде плаща. Мне кажется, это по тематике подходит к этому образу", – замечает народная артистка России Елена Зеленская.

Опера Чайковского "Орлеанская дева" сложна для исполнителей, с точки зрения техники. Как говорят солисты, это только кажется, что тем, кто вырос в России, легче исполнять русскую музыку, чем сочинения зарубежных композиторов.

"На первый взгляд, можно даже не узнать, что это Чайковский. Это другой Чайковский, не тот, что в "Евгении Онегине", "Лебедином озере", "Щелкунчике". Тут другой Чайковский", – заверяет лауреат международных конкурсов, солист "Новой оперы" Виталий Билый.

Костюмированный спектакль "Орлеанская дева" сегодня – редкость. А в предложенной концертной версии есть свои нюансы.

"В концертном исполнении ты не можешь привязываться к концертной атрибутике, декорациям. Тебе нужно создавать образ здесь и сейчас. Помощи нет от мизансцен", – поясняет лауреат международных конкурсов, солист "Новой оперы" Хачатур Бадалян.

Концертная версия оперы "Орлеанская дева" для театра "Новая опера" как проба пера. Если будет удачной, то, возможно, поставят и оперный спектакль.