27.04.2010 | 10:30

Неизвестные кадры Великой Отечественной

Тысячи фильмов военной кинохроники, десятки тысяч уникальных фотографий – крупнейший в мире архив кино- и фотодокументов военных лент собран в подмосковном Красногорске. Еще пару десятилетий назад доступ к большинству из них был ограничен, а некоторые материалы были и вовсе засекречены. Сегодня закрытых фондов в архиве нет, однако часть документов до сих пор не исследована. Рассказывают "Новости культуры".



Кинодокументы собраны в подземном хранилище. Нашей хронике не страшны ни катаклизмы, ни бомбежки. Несколько десятков боксов с мощными тяжелыми затворами – здание изначально предназначалось для другого архива. Там должны были храниться личные дела немецких и японских военнопленных. Их лагеря находились в Красногорске. Кстати, они же и строили здание будущего архива. Строение проектировал пленный офицер, доктор архитектуры Шпигель.

"Это та пленка, которая была заряжена в камеру военного оператора. Потом эти журналы – периодика войны. Монтировались на студии ЦСДФ, обрабатывались, печатались и тиражом распространялись по фронту. Они сохранились благодаря тому, что ведется консервация", – поясняет директор Российского государственного архива кинофотодокументов Наталья Калантарова.

Более пяти тысяч названий военной кинохроники – такого гигантского архива времен Второй мировой нет ни в одной другой стране. "Здесь фильмы могут храниться вечно", – говорит Наталья Калантарова. Главное – создать правильные условия для нитропленки.

Режиссер Александр Гутман – сын известного фронтового оператора Ильи Гутмана – работает с военными материалами. Периодически ему встречаются кадры, снятые отцом. Тот не любил рассказывать о своих фронтовых буднях.

"Конечно, часть кадров, которые они снимали, попадали то ли в спецхран, то ли в архивы. Не все разрешали показывать. Нужны были только герои – и все. А там были разные ситуации, в том числе и совсем не героические. Операторы снимали и иногда получали за это выговоры, иногда их лишали работы. Кого-то сажали по 58-й статье", – рассказывает Александр.

Засекреченных документов сегодня нет, говорят сотрудники архива. Каждый может найти в кинохронике себя или своих родственников и друзей, если их когда-то снимали.

"Очень трудно, понимаете? Написала дочь погибшего фронтовика, что была киносъемка с ее отцом. На ней ее отец ехал в кузове, и вдруг подошла женщина, угощала их огурцами. Вот, искали эту киносъемку, нашли", – рассказывает сотрудник Российского государственного архива кинофотодокументов Нина Большакова.

Путанное письмо прислал Хавиль Рахимов из Татарстана. Он утверждал, что в 1945 году в Вене его и плененного им немецкого генерала снимал кинооператор. Нина Большакова отсмотрела всю хронику освобождения Вены – а это работа нескольких месяцев – и наконец нашла бойца Рахимова в обрезанном бушлате. Всего несколько кадров.

Уже давно рассекречены, но почти не исследованы фашистские пропагандистские фотографии. Неизвестно, где находятся негативы. В Красногорск в 1959 году Министерство иностранных дел передало отпечатки уникальных фотодокументов.

"Если сняты сами завоеватели, то они выглядят более приглядно, чем наши русские солдаты. Съемки, в основном, организованные. Это фотографии на паспарту", – показывает сотрудник Российского государственного архива кинофотодокументов Лидия Упит.

Из двенадцати тысяч фотографий обработаны не более двух тысяч. Подписи под фотографиями нуждаются в переводе, события – в тщательной атрибуции. На большое и серьезное исследование у архива нет ни сил, ни средств. Тем временем поколение фронтовиков разных стран уходит. Возможно, кто-то так и не сможет увидеть на случайной и единственной фотографии своего близкого, погибшего или пропавшего без вести.

Все материалы по теме>>>