27.04.2010 | 11:14

МХТ собирает зрителей на "Дуэль"

Официальная премьера спектакля "Дуэль" в Московском Художественном театре намечена на май, но, как говорится, вызов брошен. Инсценировку повести Чехова осуществил Антон Яковлев – сын знаменитого актера Юрия Яковлева. Режиссер утверждает: его "Дуэль" – вовсе не очередная "юбилейная постановка" к 150-летию Антона Павловича. Чеховский сюжет он превратил в жесткую психологическую драму о силе человеческой слабости. Рассказывают "Новости культуры".



Вызов не только брошен, но и принят. Первые зрители уже собрались в зале на "Дуэли". В их числе, наверное, самый важный зритель – Юрий Яковлев. После "Крейцеровой сонаты" его сын, режиссер Антон Яковлев, кажется, уже стал мастером в сценической адаптации классической прозы. Правда, говорит, что с Чеховым было намного легче. И с инсценировкой, , и с диалогами. Впрочем, "Дуэль" – редкий гость на сцене.

"У Антона Павловича настолько точно написана схема пьесы, она настолько точно ложится под инсценировку, что очень легко с ней работать. Очень точно прописаны диалоги, у каждого есть своя линия, у каждого персонажа свое развитие. Вот, когда я писал "Крейцерову сонату", было очень нелегко, потому что там практически нет диалогов", – говорит режиссер.

Из "Крейцеровой" в "Дуэль" перешел и композитор Александр Маноцков. Он вообще считает, что это уже своего рода дилогия. "Дуэль" идет под живой аккомпанемент, который создает атмосферу спектакля, и Маноцкову приходится выходить вместе с актерами на сцену.

"Это было неизбежно, потому что я придумал для этого инструмента такую музыку, которую на нем обычно не играют. Если бы мы нашли в Москве какого-нибудь сазиста (музыкальный инструмент называется саз), то он, наверное, не смог бы сыграть те ноты, которые у меня написаны. У меня немного по-другому настроен инструмент", – рассказывает композитор.

Сушите весла, рубите канаты – все это будет в самом финале. А пока сплошь завешенное канатами пространство оживает вместе с хрустом гальки под ногами актеров. Главный герой чеховской повести –Лаевский – типичный лишний человек, как он сам себя и называет. Актер Анатолий Белый, только что сыгравший в МХТ премьерный "Обрыв", сейчас не то что в омут с головой – на дуэль готов! Такой вот переход из одной классики в другую.

"Конечно, это человек, идущий по качающейся доске. Это размышления в сторону сомнений, в сторону неуверенности человека, его заброшенности. Когда отрезается связь с Богом, когда перерезается этот канатик, человек становится шатким, неуверенным", – полагает заслуженный артист России Анатолий Белый.

Пожалуй, именно на этом пытается акцентировать внимание режиссер. Не зря ведь он почти полностью оставил линию дьякона и расписал его длинный диалог с главным оппонентом Лаевского.

"Если человек претендует на право маленького божка, который утверждает, что его правда единственная, наверное, это и есть начало конца. Это и есть тот самый грех гордыни, который вытекает из ощущения собственной правды", – добавляет Антон Яковлев.

"Дуэль" – совсем не женский спектакль. Как и дуэль сама по себе, когда двое мужчин должны расставить все точки над "i", пускай даже из-за прекрасных дам. Впрочем, две актрисы на сцене не ассистируют, а солируют и играют в ансамбле.

"В любом случае, конечно, есть просвет и надежда на то, что эти люди справятся со своим заблудшим внутри состоянием", – убеждена актриса Елена Панова.

В финале, деревянную лодку, наконец-то перевернут и поставят на волну. В этой "Дуэли", кажется, проиграть невозможно.

Все материалы по теме>>>