28.04.2010 | 12:23

Печать. 28 апреля 2010 года

"Сезон кризиса" в российском театре. Актуальное искусство против традиций и "жилищный вопрос" против памятников архитектуры. Подробности – в сегодняшней печати и в обзоре "Новостей культуры".



***
"Каждый театральный скандал всегда и типичен, и уникален одновременно", – философски рассуждает Александр Калягин. В конце театрального сезона, который уже успели назвать "сезоном кризиса", "Новые известия" взяли интервью у председателя Союза театральных деятелей России. Калягин утверждает, что скандалы в театрах существовали практически всегда. Но "сейчас их усугубляет ситуация мирового финансового кризиса". Чтобы преодолеть кризис театральный, не нужно изобретать велосипед. "Просто надо посмотреть на мировую практику в этой области, да и оглянуться на нашу историю. Художественный театр не смог бы ни возникнуть, ни существовать без меценатов... Но для этого необходимо выработать стратегию театральной политики, которая пока отсутствует. В кино сделаны какие-то первые шаги в этом направлении. Однако в театре даже и этих попыток пока нет".

***
"Литературная газета" продолжает "разговор о судьбе" Государственной Третьяковской галереи. На сей раз "Литературка" публикует интервью с народным художником России Борисом Неменским, чьи работы "занимают достойное место" в собрании Третьяковки. Тема беседы – пускать или не пускать актуальное искусство в храм русской классики? "Задача актуального искусства – изобрести небывалое. То, чего не было. Художественное мастерство – это же традиция, оно отрицается. Долой ремесло! Каждый может сделать то, что ему заблагорассудится. Искусством становится все, что угодно, достаточно только обозначить это как искусство". Оказалось, классиков с парохода современности скидывать нельзя – исчезнет традиция! А Человек-собака Олега Кулика или "Туалет" Ильи Кабакова с изобразительным искусством мало связаны, считает Неменский. Это какие-то "опусы". "Если (они) отказываются от культуры, от традиций изобразительного искусства, то зачем тогда создавать свои музеи, ведь это традиция отвергаемой, устаревшей культуры? И тем более вторгаться в территорию, созданную именно для развития русской изобразительной художественной культуры, – в Третьяковскую галерею".

***
"Аргумент и факты" публикуют "аргумент" главного архитектора Москвы Александра Кузьмина. Он настаивает на скорейшем принятии Генерального плана развития столицы – документа, вокруг которого было сломано множество копий. "После второго чтения в Мосгордуме в него было внесено более пятисот поправок. Все, что мы могли учесть, уже учли. А без законодательного обоснования одни социальные жилищные программы буксуют, другие отложены до лучших времен". Независимые эксперты утверждают, что если принять Генплан в его нынешнем виде, то жилищные программы, может, и покатятся, но на многих памятниках архитектуры Москвы можно будет поставить крест.

***
29 апреля в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре состоится необычное представление "Салют Победы!", пишут "Известия". Этот спектакль впервые был поставлен в Екатеринбурге пять лет назад, потом его хотели показать в Москве. Но, как утверждает худрук Максим Никулин, тогда в цирке на Цветном не были готовы ни технически, ни административно. Сейчас – другое дело. "В спектакле нет каких-то безумных аттракционов или невероятно сложных трюков. К нему не нужно относиться как к фестивалю, где демонстрируется самое лучшее. Здесь главное – это национальная гордость. Когда артист, загримированный под маршала Жукова, верхом проезжает по залу, люди встают и аплодируют со слезами на глазах".