29.04.2010 | 19:35

Премьера оперы Николая Сидельникова "Бег"

В эти минуты в Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского дают премьеру - оперу Николая Сидельникова "Бег". Судьба этого музыкального произведения, впрочем, как и многих сочинений самого Булгакова, складывалась не просто. Написанная четверть века назад, опера при жизни композитора прозвучала только в одной картине в концертном варианте. И вот пришло время полноформатной музыкальной презентации булгаковского "Бега". Рассказывают "Новости культуры".



Булгаков был одним из любимых авторов Николая Сидельникова. Дома своей семье он читал вслух повесть "Собачье сердце", когда та еще не была опубликована. С Юрием Григоровичем собирался в Большом поставить балет "Мастер и Маргарита", понятно, что в советское время это не получилось. Позже закончил оперу "Бег", 1240 страниц партитуры, писал по шесть страниц в день.

Оперный режиссер Ольга Иванова познакомилась с Николаем Сидельниковым в то время, когда он работал над этой оперой. В его консерваторском классе услышала фрагменты.

"Мы подружились на этой почве, он подарил мне клавир, я стала страстно пробивать эту оперу, работала тогда в театре Станиславского, Колобов загорелся идей поставить", - рассказывает режиссер-постановщик Ольга Иванова.

Одним из первых с оперой познакомился Иван Соколов, композитор, ученик Сидельникова. Вместе они показывали "Бег" Евгению Колобову в театре Станиславского.

"Я играл на рояле, он пел за все голоса. Потрясающая трагедия. Музыка страшная", - говорит композитор, ученик Н.Сидельникова Иван Соколов.

Опера была написана на полный текст пьесы Булгакова. И то, что в драматическом театре занимает три часа, в оперном, когда слова надо не говорить, а петь, пять.

"Папа не шел никак на сокращения, это одна из причин, почему не было поставлено. Я считала, эта музыка должна быть услышана, она написана не в стол, для людей", - объясняет дочь композитора Анастасия Сидельникова.

Николай Сидельников старался писать понятным языком. В опере ощутимо джазовое влияние, включены мелодии вальсов, которые ассоциируются с тем временем, и есть прекрасные мелодии самого композитора.

Когда Борис Покровский "благословил" Ольгу Иванову на постановку "Бега" в своем театре, Анастасия взяла на себя смелость разрешить некоторые купюры, а также предложила ученику Сидельникова Кириллу Уманцеву адаптировать партитуру для оркестра Камерного театра.

"Я должен был создать эквивалент звучания, которое предполагалось для Большого симфонического оркестра, то есть систему пропорционального соответствия между тройным составом симфонического оркестра и не полным парным составом Камерного театра", - вспоминает композитор, ученик Н.Сидельникова Кирилл Уманцев.

В таком виде опера Сидельникова "Бег" появилась на сцене Камерного музыкального театра, который никогда не боялся экспериментов с современными операми, и новая премьера стала очередным ярким событием в музыкальной жизни Москвы.