30.04.2010 | 19:35

Деревянные постройки Омска в опасности

В начале недели "Новости культуры" рассказывали о пожаре в центре Омска. Ночью загорелся двухэтажный дом - образец сибирской архитектуры первой четверти прошлого века. Первая экспертиза ущерба, нанесенного памятнику деревянного зодчества, обнадеживает – он подлежит восстановлению. Региональное министерство культуры обязало владельцев в самое ближайшее время начать реставрационные работы.



Эти два здания в Омске на улице Маяковского для краеведов интересны как одни из первых кооперативных домов, построенных для советских рабочих. Искусствоведов они привлекают как эксперимент омских архитекторов 20-30-х годов. Из-за апрельского пожара, возможно, теперь эти дома можно будет увидеть только на картинах омского художника Геймрана Баймуханова. Когда-то он жил в одном из них.

"Вот как раз момент, когда жизнь еще шла. Тут был небольшой парк, дети, старики гуляли. В центре города такой вот своеобразный уютный уголок", - отмечает художник Геймран Баймуханов.

"Казачья слобода". Еще один островок старины в центре города. Здесь жили известный омский поэт Леонид Мартынов, историк и краевед Андрей Палашенков. В начале 20-х в этом доме свои первые произведения исполнял будущий ректор Московской консерватории, композитор Виссарион Шебалин. Здесь же жил и работал основатель всемирно известной скрипичной школы Юрий Янкелевич. Региональным властям удалось решить вопрос с переселением жильцов из признанного "ветхим" жилья. Старинные особняки отреставрировали. Так в Омске появились Либеров-центр, дом-музей Кондратия Белова и Сибирский культурный центр. Чтобы предотвратить несанкционированную застройку на исторически значимых территориях, правительство Омской области утвердило временные границы зон охраны памятников истории и культуры.

"Для того, чтобы решать эту проблему реально и комплексно, необходимо рассмотреть в рамках федеральной целевой программы сохранение именно деревянного зодчества России. Потому что не во всех случаях даже законодательно имеется возможность привлечения средств из того же областного бюджета", - считает заместитель начальника отдела охраны памятников Министерства культуры Омской области Олег Свиридовский.

Еще одна угроза сохранению деревянного зодчества – так называемая коммерческая реставрация, когда во главу угла ставится не сохранение аутентичности памятника, а требования заказчиков.

"Да, есть проблемы, тогда необходимо применять в каких-то случаях властные полномочия, чтобы обязать инвестора вести те или иные работы, - говорит Олег Свиридовский. - Если же будет обеспечен режим инвестиционного периода от расселения здания до начала восстановительных работ на нем для современных нужд, тогда и меньше будет вероятность таких чрезвычайных ситуаций".

Художник Геймран Баймуханов со своими студентами собирается на пленэр. В Омске еще есть не запечатленные им деревянные кружева. Пока есть.

Читайте также: В Омске сгорел памятник архитектуры

Все материалы темы>>>