30.04.2010 | 23:58

В Русском музее - выставка к 65-летию Победы

В Петербурге, в Государственном Русском музее, открыта выставка живописи, графики и скульптуры, посвященная 65-летию Великой Победы. В экспозицию, которая разместилась в корпусе Бенуа, включены 60 работ художников разных поколений. Некоторые из этих произведений созданы непосредственно во время войны, другие позднее. Рассказывают "Новости культуры" .




Например, художник фронтовик Евсей Моисеенко написал свою знаменитую "Победу" на рубеже 60-х - 70-х годов, но эта работа стала одним из самых выразительных символов войны и Победы.

На этих картинах День Победы именно такой - праздник со слезами на глазах. В последние минуты войны у солдата гибнет друг. И крик живого, в котором все: боль за тех, кто не дожил до Победы, и счастье, что она, наконец, пришла. Эту полотно Евсей Моисеенко написал в семидесятых годах XX века.

"Здесь работы концентрируют ту идею, которая выражается в картине Моисеенко. Грани победы - мужество, трагедия… и тишина...", - рассказывает консультант Русского музея Анатолий Дмитренко.

С тишины эта выставка и началась. Три картины, посвященные Дню Победы: но вопреки привычному - шумному и многолюдному - шествию на полотнах безмолвие и пустота. На выставке работы художников разных поколений и совершенно разных эстетических взглядов. Вот этого Воина-Победителя Михаил Аникушин создал в 46-м. В маленькой скульптуре - и доблесть, и сила. А другую неоднозначную работу - фигуру Победителя - автор - Константин Симун выполнил в середине 90-х. Рядом с ней совсем по-другому воспринимаются эпохальные полотна Евгения Лансере "Победа" и "Мир". Кстати, их художник писал специально для Казанского вокзала в Москве. Они и сейчас там. В Русском музее хранятся эскизы. Своя история у каждой картины. К примеру, работу Виктора Иванова "Семья, 1945 год" в 60-е подвергли жесточайшей критике: как может воин-победитель выглядеть вот так - просто и буднично. Здесь же - эскиз к будущей картине "Победа" Николая Суетина, написанный в блокадном Ленинграде, в 42-м.

"Замысел свидетельствует о силе духа. Как Никольский, который рисовал в 42-м триумфальные арки для встречи победителей. 42-й - все еще не ясно, все только начинается", - отмечает заведующая отделом рисунка Русского музея Наталья Козырева. На груди у Победы виден контур медали - За оборону Ленинграда, которую учредили только в 43-м.

"Он на этот свой эскиз наградил свою героиню, нарисовал ее", - говорит Наталья Козырева. Правда, само полотно так и не было завершено. Этот эскиз - единственное напоминание о великом замысле. Из почти полусотни работ на выставке половина никогда не экспонировалась. Здесь они будут находиться месяц, потом вновь вернутся в музейные фонды.

Все материалы темы>>>