04.05.2010 | 11:14

"Реквием" как точка отсчета

"Поклон павшим – и предупреждение живым". 65-летию Великой победы МХТ имени Чехова посвящает "Реквием". Только один раз – сегодня – на сцене театра будет показано грандиозное действо. По словам авторов проекта, режиссера Кирилла Серебренникова и композитора Алексея Сюмака, это "антитеза формальным мероприятиям, приуроченным к великой дате". Необычен не только жанр постановки – симфонический перфоманс, – но и список ее участников. На один вечер "Реквием" объединит звезд мирового театра. Рассказывают "Новости культуры".



Само их объединение уже придает особый смысл замыслу "Реквиема", замыслу, родившемуся у режиссера Кирилла Серебренникова и композитора Алексея Сюмака. Оба они принадлежат новому поколению в искусстве нового тысячелетия. "Реквием" исполнили знаковые актеры великих держав. Клубок кровавых войн ХХ века соединил эти страны общей историей: Россия, Польша, Израиль, Франция, Япония, Германия, – каждое из государств имеет огромные списки тех, в память о ком был написан новый "Реквием".

Имена погибших красной как кровь бегущей строкой шли весь спектакль. За основной текст была взята каноническая месса, а контрапункт-покаяние – монологи Ханны Шигуллы, Даниэля Ольбрыхского, Мюриель Майетт, Мина Танаки, Якова Альперина, Олега Табакова. Каждый из них согласился участвовать в проекте – не раздумывая, ведь истинный большой артист проживает эмоциональный опыт своего поколения острее, чем другие.

Ханна Шигулла всю жизнь чувствовала вину за свой собственный народ и в своей парижской юности даже стыдилась называть себя немкой. Для Даниэля Ольбрыхского невероятное счастье – ждать нынешний парад на Красной площади в Москве, потому что в нем впервые принимают участие польские военные. Олег Табаков не может простить себе крошечный сухарик, украденный у больной матери,- им, 8-летним мальчишкой, для которого военные годы были непрекращающейся пыткой голодом.

В ХХ веке великая культура Германии не спасла страну от наваждения фашизма, а весь гуманизм русской литературы не уберег Россию от тоталитарной мясорубки. Значит, все бессмысленно? Все так и не совсем так – уверены те, кто решил сегодня исполнить "Реквием".

Мюриель Майетт, актриса, директор театра "Комеди Франсез", уверена: "Мы обязаны опять и опять со сцены напоминать людям о преступлениях, совершенных человечеством. Говорят, что смерть – конец всего, однако в театре мы переживаем смерть как шок и остаемся в живых. Значит, у нас еще есть шанс все исправить"

Актриса Ханна Шигулла говорит о своих ощущениях и мыслях: "К сожалению, я не могу сказать, что люди искусства несут ответственность за все, что происходит в мире. Например, власть денег сильнее нашей власти. Но, с другой стороны, мы можем быть искренними, а люди верят тем, кто не врет. Правда, услышанная со сцены, делает жизнь светлее, дает надежду".

Всегда исповедовавший радикальные взгляды, Ольбрыхский уверен – единая Европа и процесс сближения России и Польши сегодня – очевидный результат многолетних усилий людей искусства: "Мы сегодня вместе, мы можем ворчать друг на друга, но мы не враги. Надо делать поступки, такие, как решение показать "Катынь" на вашем канале".

"Реквием", задуманный в Москве и созданной усилиями интернациональной команды, - явление большее, чем художественное, и большее, чем политическое. Представить, что отцы и деды тех, кто вместе работает сегодня с только что сочиненной партитурой, целились друг в друга, били на поражение, значит признать метафизический смысл "Реквиема" как точки отсчета нового времени.

Читайте также:
Кирилл Серебренников посвящает новый спектакль 65-летию Победы