04.05.2010 | 12:45

Кинолетопись войны

Три с половиной миллиона метров кинопленки отсняли в годы Великой Отечественной фронтовые кинооператоры. Их было 258. Каждый четвертый погиб на передовой. Сегодня в живых осталось всего двое – Семен Семенович Школьников и Борис Александрович Соколов. Они вспоминают свое военное прошлое. Рассказывают "Новости культуры".



Каждый День Победы Семен Семенович Школьников встречает в Москве – приезжает из Эстонии, где живет с 1946 года. Он прошел две войны – Финскую и Вторую мировую. Кадрами из хроники, снятыми Школьниковым, пользовались режиссеры более чем 400 фильмов.

"Все было невероятно трудно. Потому что лез ты всегда туда, куда нормальный человек без оружия не полезет. А у нас оружием камера была", – вспоминает Школьников.

Еще до создания фронтовой кинолетописи Семен Школьников успел повоевать. Он был ранен в 1941, потом – в 1942 году под Ржевом. А вот его коллега Борис Соколов на вопрос, часто ли приходилось выбирать между оружием и камерой, неожиданно признается: "Я ни разу не стрелял".

Он еще учился на оператора, когда наступила война. В 1941 году его курсовую работу засчитали как дипломную. До 1944 года Борис Соколов вместе со студией документальных фильмов находился в Алма-Ате, в эвакуации и лишь в 1944 попал во фронтовую группу на Белорусский фронт.

"Тридцать метров кинопленки – это одна минута экранного времени. А завод позволял протянуть только пятнадцать метров. Мы могли снять план длиной в полминуты. Для нас это был удачный момент, когда в кадре что-то происходило – взрывы, например", – рассказывает кинооператор, почетный кинематографист России Борис Соколов.

Подсчитано: за день кинооператоры всех фронтов снимали полтора часа хроники. И это в условиях жесткой экономии пленки, и когда ее ни в коем случае нельзя было засветить. Снимали то, что считали нужным и интересным, а затем отправляли в Москву на обработку и монтаж.

"Сначала, когда появились "Катюши", их не давали снимать. Потом стали снимать. Огнеметы мы снимали, но их не показывали – цензура была", – продолжает Соколов.

Военные киножурналы – это плод совместных трудов разных операторов. Их фамилии в титрах идут через запятую. Снимали, в основном, лишь то, что касалось непосредственно боевых действий и хода войны.

Семен Школьников снимал Парад Победы в 1945 году. Борис Соколов тоже должен был снимать. Его назначили работать в воздухе, на самолете, но по каким-то причинам снимать с воздуха не стали. Борис Александрович до сих пор сожалеет, что не был тогда на Красной площади. Зато гордится тем, что присутствовал при подписании акта о капитуляции.

Они не очень любят вспоминать войну. Тем более, что их дальнейшая работа была не менее интересной. Семен Школьников рассказывает, каким счастьем было работать над фильмом о Хемингуэе или встречаться с Константином Симоновым. Борис Соколов вспоминает, как в качестве оператора был свидетелем главных политических событий страны. А про Вторую мировую они до сих пор говорят: "Мы просто работали. Выполняли сиюминутные заказы и никогда не думали, что создаем кинолетопись войны".

Все материалы по теме>>>