04.05.2010 | 18:59

Санкт-Петербургский кинофорум

Об отражении народного подвига в сознании очевидцев и потомков говорили участники "круглого стола" "Документальная блокада: смена оптики", который прошел сегодня на Санкт-Петербургском международном кинофоруме. Поводом для разговора послужил показ трех фильмов о военной судьбе города-героя, созданных режиссерами разных поколений: "Ленинград в борьбе" Романа Кармена (1942), "Город в осаде" Павла Когана (1969) и "Блокада" Сергея Лозницы (2005), а также документальной картины "Читаем "Блокадную книгу" Александра Сокурова (2009).

Участники обсуждения говорили о том, что фильмы документалистов следует рассматривать в контексте времени. Так, если блокадный фильм имел мобилизующее значение и выполнял прежде всего идеологическую задачу, то спустя два десятилетия после войны эта тема была раскрыта более объемно не только с точки зрения героики, но и беспримерного страдания людей, живших и боровшихся с врагом с условиях 900-дневной осады. Третий фильм показал эту историю с высоты ХХI века, дополнив зрительный ряд вместо закадрового текста подлинными голосами и звуками блокады. В то же время каждая их трех картин - это киномиф о блокаде и лишь попытка приближения к подлинным событиям. По условиям военной цензуры кинооператорам далеко не все можно было снимать, а были случаи, когда вместо подлинных событий делались постановочные кадры. И в киноархиве Белых Столбов есть еще немало неизвестной хроники, которая ждет своей экранной жизни. Говорили участники "стола" и об удачных попытках воссоздать подлинность художественными средствами, каким явился, к примеру, игровой фильм Владимира Венгерова "Балтийское небо", включенный в программу кинофорума.

Как о ярком событии в современном кинематографе говорили собравшиеся о фильме Александра Сокурова "Читаем "Блокадную книгу", где события военных лет предстают через переживания наших современников. Как сказал сам режиссер, для него чрезвычайно важным нравственным моментом был сам выбор людей, которых он пригласил прочитать главы из книги Алеся Адамовича и Даниила Гранина. Все это - люди, болеющие за судьбу родного города, олицетворяющие лучшие черты петербуржца.