05.05.2010 | 10:59

Подготовка к столетию со дня рождения Александра Твардовского

65-летие Победы в Великой Отечественной войне фактически совпало с еще одной юбилейной датой этого года. 21 июня исполняется 100 лет со дня рождения Александра Твардовского. Торжества в честь одного из крупнейших российских поэтов ХХ века пройдут на его родине - в Смоленске – и в Москве. В 1945 военный корреспондент Александр Твардовский писал жене: «Не то удивительно, что я не пропал на войне физически, а то, что не пропал как поэт и пригодился множеству людей». Если оставить за скобками юбилейную риторику, что в реальности знаем мы об этом человеке и поэте, по каким критериям можем оценить его творческий и жизненный путь. Рассказывают «Новости культуры».

Притаившийся за кучей железа фасад здания в начале Страстного бульвара – редакция журнала «Новый мир». Новый мир, который строил Твардовский для новой жизни, отказывается от памяти напоказ. Никаких специальных публикаций, кроме одной, в журнале к столетию со дня рождения Твардовского не предусмотрено.

Главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский рассказывает: «В шестом номере будет статья критика Владимира Березина, по жанру она лишена юбилейной ритуальности. Это славная история. Мы смотрим сейчас на нее в 2010, смотрим как сквозь бронированное стекло. Все еще отчетливо видно, но все – туда пути нет, дороги нет».

Для дочери поэта, историка Валентины Твардовской ее отец – точно не история за стеклом. Дело ее жизни – попытка донести до читателя образ Александра Твардовского через его слова, опубликовать все, что еще не было опубликовано. Ее заслуга - издание двухтомника так называемых «рабочих тетрадей» Твардовского – его дневников времени, когда он занимал пост редактора «Нового мира». Они стали открытием этого года.

Человек, который создает образ Твардовского в буквальном смысле слова, - это скульптор Владимир Суровцев. Большинство его работ посвящены теме войны. Конкурс на памятник не проводили, макет почти никому не показывали. Валентина Твардовская, как и многие другие, видит его впервые.

Валентина Твардовская говорит, обращаясь к скульптору: «Я понимаю, Вы хотели изобразить напряженную работу мысли, но жил он если уж не с приподнятой головой, то во всяком случае не опущенной. Понимаете, он твердо стоял на ногах. Это не в его духе так стоять. В 1960-х он ходил в куртке, в машине удобнее так, и длинное ничего не носил».

«Мы постараемся учесть все замечания, - говорит Владимир Суровцев. - Сейчас памятник находится на литейном заводе под Смоленском, недалеко от Катыни…».

Если памятник уже в заводском цехе, значит, работа над ним близка к завершению. Оставят ли все как есть, чтобы успеть к юбилейным торжествам, или доведут до ума скульптурный образ поэта и гражданина – вопрос.

Неподалеку от редакции журнала «Новый мир», на Страстном бульваре, на оси между Пушкиным, Рахманиновым и Высоцким, разместится памятник Твардовскому. Как он будет выглядеть точно и совпадет ли этот образ с тем образом, который знали родные и близкие поэта, пока неизвестно.

Свою лепту в подготовку к празднованию внес Андрей Турков, литературовед, автор собрания текстов Твардовского, которое выйдет в серии «Жизнь замечательных людей». Его тоже удивляет ситуация с памятником.

«Все остальные не видели, все-таки мы знали Твардовского. Почему общественность обойдена, мне непонятно. Тем более мы имеем уже такие памятники печальные. На памятник Шолохову посмотришь, я ничего плохого не хочу сказать, но у меня возникает в голове "Мы на лодочке катались"».

Есть и хорошие новости: к юбилею выйдет книга «Василий Теркин на том свете». Неожиданным станет и издание «Времена года», полностью посвященное образам природы в творчестве Твардовского. Конечно, главное – двухтомник его дневников. Это новый Твардовский, не официальный, а которого можно по-человечески понять.

«Его все время упрекали в том, что в его стихах мало запала и пафоса Победы, он все время вспоминал тех, кто погиб за эту Победу. И многое осталось непрочитанным, Теркин заслонил многое, что он дальше писал», - говорит Валентина Твардовская.

Так что у нас есть еще шанс найти своего Александра Твардовского, раньше времени списанного в архив вместе с советской эпохой, в которой ему и самому-то далеко не все нравилось. Дело просто в нашем выборе и в нашей памяти.

«Много еще не сделано, - признается художественный руководитель МХТ Олег Табаков. - Мы, как это говориться, в долгу как в шелку перед ним, и памятник еще не поставлен, потому что он стоял до последнего, как солдатик, защищая ту территорию Вселенной, что называется человеческой душой».