05.05.2010 | 12:27

Городские памятники, пережившие блокаду

В Музее городской скульптуры в Петербурге завершается подготовка нового выставочного проекта "Помнит мир спасенный". Экспозиция расскажет о работниках музея, героически спасавших городские памятники в годы войны. Особый раздел представит произведения искусства и монументальной пропаганды, созданные в блокадном Ленинграде. Рассказывают "Новости культуры".



"Медный всадник", памятник Петру Первому работы Растрелли у Инженерного замка, Александровская колонна и всемирно известные укротители коней с Аничкова моста. После первой воздушной атаки 23 июня стало очевидно, что под угрозой находятся главные символы града Петра. Спасение каждого монумента требовало индивидуальных решений. Коней Клодта после демонтажа решили закопать в садике Дворца пионеров, масштабный "Всадник" Фальконе зашивался в специальный саркофаг. Инженеры рассчитывали соотношения действия ударной волны и устойчивости фундаментов.

"Подошли очень творчески. Разрабатывались эскизы, делались даже модели, макеты укрытия того или иного памятника. Как правило, учитывались конструктивные особенности монумента, его масштабы", – говорит заместитель директора Музея городской скульптуры Надежда Ефремова.

Рядом с наиболее важными городскими монументами старались разместить зенитные точки. Городская легенда гласит, что памятники Кутузову, Суворову и Барклаю Де Толли не были укрыты сознательно – чтобы вид полководцев поднимал боевой дух защитников города. На самом деле, планы музейной команды нарушили обстрелы и ранние морозы.

Скульпторы и архитекторы, оставшиеся в Ленинграде с осени, были привлечены к реализации плана монументальной антифашисткой пропаганды. На главных проспектах города планировалось установить десятки композиций.

"По сути, это был государственный заказ. Для того, чтобы обеспечить работой художников, архитекторов, скульпоторов, чтобы действительно сохранить им жизнь", – продолжает Надежда Ефремова.

Деревянные постаменты в зале Музея городской скульптуры служат напоминанием о том, какими материалами пользовались художники военной поры.

План монументальной пропаганды 1941 года предполагал создание памятников из папье-маше. Процесс требовал использования клейстера с добавлением муки. Но о какой муке в блокадном городе могла идти речь? Скульпторы честно выполняли заказы, даже когда речь шла о выборе между работой и выживанием.

Фигура Гитлера известного ленинградского мастера Веры Исаевой – одна из немногих сохранившихся работ блокадного периода. Образ вызывал отторжение у всех, включая автора. Исаева никогда не настаивала на выставочном показе агитационной композиции.

За все время блокадных бомбежек и обстрелов значительные повреждения получили памятники ленинградских некрополей
и мемориал на Марсовом поле. "Медного всадника" освобождали от временных укрытий вплоть до 1946 года. От музейной команды осени 1941 года в торжественном процессе принимали участие единицы, но такова была цена Победы.

Все материалы по теме>>>