05.05.2010 | 13:15

"Реквием" по жертвам Великой войны в МХТ

Московский Художественный театр добавил свой голос во славу Великой Победы. "Реквием", который звучал минувшим вечером со сцены МХТ, – о вечной памяти, о победившей жизни и об уникальной роли каждой человеческой души в общем потоке истории. Режиссер Кирилл Серебренников, композитор Алексей Сюмак и дирижер Теодор Курентзис превратили это представление в "симфонический перформанс" в одиннадцати частях в исполнении мастеров сцены из разных стран. Звучали канонические тексты Евангелия от Луки, фрагменты религиозной и светской поэзии, отрывок из трагедии Еврипида "Медея". Проект благотворительный. В нем принимал участие Российский национальный оркестр и Академический большой хор "Мастера хорового пения". Рассказывают "Новости культуры".



Клубок кровавых войн ХХ века соединил все страны общей историей. Россия, Польша, Израиль, Франция, Япония, Германия – у каждого из этих государств есть огромные списки тех, в память о ком был написан новый "Реквием".

Имена погибших красной бегущей строкой идут весь спектакль. За основной текст взята каноническая месса, а контрапунктом стали монологи Ханны Шигуллы, Даниэля Ольбрыхского, Мюриель Майетт, Мина Танаки, Якова Альперина, Олега Табакова. Каждый из них не раздумывая согласился участвовать в проекте, ведь истинный большой артист проживает эмоциональный опыт своего поколения острее, чем другие. Потому Ханна Шигулла всю жизнь чувствовала вину за свой собственный народ и в своей парижской юности даже стыдилась называть себя немкой. Потому для Даниэля Ольбрыхского невероятное счастье – ждать нынешний парад на Красной площади в Москве, ведь в нем впервые принимают участие польские военные. А Олег Табаков не может простить себе крошечный сухарик, украденный у больной матери им, восьмилетним мальчишкой, для которого военные годы были непрекращающейся пыткой голодом.

В ХХ веке великая культура Германии не спасла страну от наваждения фашизма, а весь гуманизм русской литературы не уберег Россию от тоталитарной мясорубки. Значит, все бессмысленно? Все так и не совсем так – уверены те, кто решил в этот день исполнить "Реквием".

"Мы обязаны опять и опять со сцены напоминать людям о преступлениях, совершенных человечеством. Говорят, что смерть – конец всего. Однако в театре мы переживаем смерть, как шок, и остаемся в живых. Значит, у нас еще есть шанс все исправить", – говорит актриса, директор театра "Комеди Франсез" (Франция) Мюриель Майетт.

"К сожалению, я не могу сказать, что люди искусства несут ответственность за все, что происходит в мире. Например, власть денег сильнее нашей власти. Но, с другой стороны, мы можем быть искренними, а люди верят тем, кто не врет. Правда, услышанная со сцены, делает жизнь светлее, дает надежду", – убеждена актриса Ханна Шигулла.

Всегда исповедовавший радикальные взгляды, Даниэль Ольбрыхский уверен: единая Европа и процесс сближения России и Польши сегодня – очевидный результат многолетних усилий людей искусства.

"Это единая семья. Мы сегодня вместе, мы можем ворчать друг на друга, но мы не враги. Надо делать поступки такие, как решение показать "Катынь" на вашем канале", – считает актер.

Так, "Реквием", задуманный в Москве и созданный усилиями интернациональной команды, – явление большее, чем просто художественное или политическое.

"Конечно, это потрясает! Музыка, потрясающее дирижирование! Все подобрано очень человечно. И очень важно, что это были артисты из разных стран, что они говорили не формально. Мне казалось, что каждый из них прошел свой путь в этой войне", – говорит писатель, драматург Зоя Богуславская.

"Они дали нам возможность каким-то образом почувствовать то, что происходило, как это сильно с нами связано, неразрывно, хотя прошло уже 65 лет. Это связь через поколения. Говорить сложно", – актриса Марина Александрова.

"Нужно помнить, что стояли насмерть и погибали в бою. Те, кто писал или говорил: "Умрем, но не отступим". Это меня уже задело. Что же касается достоинств режиссерских, актерских, исполнительских, сценических, я в восторге. Особенно от музыки. Музыка глубоко меня потрясла", – признается ветеран Великой Отечественной войны Григорий Голуб.

Представить, что отцы и деды тех, кто сегодня вместе работает с только что сочиненной партитурой, целились друг в друга, били на поражение, – значит признать метафизический смысл "Реквиема" как точки отсчета нового времени.

Все материалы по теме>>>