24.10.2012 | 09:43

Восточные поэзия и музыка прозвучали в Консерватории

В Московской консерватории 23 октября сошлись Восток и Запад. Под звуки классической иранской музыки и пленительной восточной поэзии столичная публика погрузилась в атмосферу магической красоты и роскоши Древней Персии. Зарби, чахармезраб и, конечно, аваз – уже названия жанров звучат, как песня. Хотя аваз – это и жанр, и стиль пения, и техника звукоизвлечения, и даже состояние души. Хосейн Нуршарг – один из тех, кто блестяще владеет секретами традиционного аваза. Мудрость восточной поэзии и музыки он передал в сопровождении популярного в Иране коллектива «Гамар». Рассказывают «Новости культуры».  

Корпус из вишневого дерева или тутовника, под струнами - кожа барана. Играют на каманче, поворачивая не смычок, а корпус инструмента. Считается, что его жалобный звук пронзает душу, как стрела.

Настроить каждый из классических иранских инструментов, а их у музыкантов 6, не просто. На саундчек ушло больше часа. У сантура, к примеру, 72 струны. Его, кстати, считают персидским предком фортепиано. Для особой звонкости используют палочки-мезрабы.

Эту программу музыканты несколько месяцев готовили в Тегеране. На стихи персидских классиков Навид Дэхган сочинил 8 новых произведений – авазов и таснифов. Авазы – композиции спонтанные. Как в джазовых джем-сейшенах певец случайно компонует мелодии. Таснифы, напротив, продумывают заранее.

«Наша музыка все равно остается классической. В ее основе – мелодические формулы, которые исполняли тысячелетиями. Из современности мы привносим новые ритмы», - объясняет руководитель группы «Гамар» Навид Дэхган.

Московский концерт иранцы назвали по-восточному мудро - «Еще». На вопрос «почему?», отвечают, человеку всегда чего-то не достает. Но дают и более приземленное объяснение. С каждым новым выступлением в России у иранской музыки все больше поклонников. Но «довольно» говорить – еще - рано.

«Мы могли бы найти тех людей, которые могут глубоко войти в контакт с этой музыкой, потому что для слушания этой музыки, наверное, нужно подготовленное мышление. Не только слух», - считает мастер иранского классического пения (аваза) Хосейн Нуршарг.

Слушателей на концертах иранской классики просят отключать не только мобильные телефоны, но и свои мысли. Только так можно понять древние истоки этой музыки, затейливой, как персидские узоры.