06.05.2010 | 11:26

Самые любимые фильмы о войне. Народный рейтинг

Народный рейтинг лучших кинофильмов о народной войне опубликован в преддверии Дня Победы. Равнодушны к военным фильмам только 5 процентов россиян – таковы данные опроса, проведенного исследовательским центром портала "Superjob.ru". Тема Великой Отечественной войны как главного события в современной истории страны была особо востребована в советском кинематографе. Конечно, не все военные фильмы, ежегодно выходившие на экраны, отличались высокими художественными достоинствами. Но многие из советских картин, признанных шедеврами мирового кино, посвящены именно Великой Отечественной. И для 95 процентов зрителей майский "победный киносеанс" - не просто ритуал. Подробности - у "Новостей культуры".




Самым любимым признан фильм Леонида Быкова "В бой идут одни старики". История поющей эскадрильи сразу понравилась зрителям, чего не сказать о чиновниках Госкино: там назвали сценарий не слишком героическим. Тогда Быков стал читать его фрагменты со сцены, и они приводили слушателей в восторг. Когда сценарий показали командующему ВВС Александру Покрышкину, он прямо на весь лист поставил резолюцию: "Вот это и есть война!". Действие фильма происходит в 1943 году, а песня "Смуглянка" появилась в 1944. Но какое значение имеет эта неточность, подмеченная дотошными киноведами? В народной памяти фильм навсегда соединился с этой песней.

""Летят журавли" – какой фильм, а "В бой идут одни старики"! Это картины на века. Потому что там есть русский характер, там есть русские душевные ценности, и есть то, что составляет сердцевину российского характера", - считает народный артист СССР Василий Лановой.

Фильм "Летят журавли" - триумфатор Каннского кинофестиваля 1958 года. Редкий случай, когда абсолютно новаторское произведение, изменившее представление о выразительных средствах кино, нашло одновременно и небывалый отклик у зрителя. Впервые в фокусе внимания оказался не жертвенный подвиг, не благородный поступок, а внутренняя драма героини, ее любовь, измена и раскаяние. Неидеальной с точки зрения официальной морали Веронике сочувствовали миллионы. Фильму "Летят журавли" более полувека, но он по-прежнему в числе самых любимых.

"Секрет в том, что его снимал абсолютно гениальный оператор и куда бы я ни приехал, спрашивают, а как этот кадр снимался, а как этот", - говорит исполнитель роли Бориса в фильме - народный артист СССР Алексей Баталов. "Такое количество фильмов о войне, и о том сказано, и о том. Но особая, чисто художественная сторона этого фильма, она до сих пор работает", - добавляет Баталов.

Еще один безусловный хит – фильм "Офицеры". "Есть такая профессия – родину защищать" - эта фраза стала крылатой, и многие именно после "Офицеров" выбирали эту профессию.

"Очень рад, что снялся в "Офицерах", - признается Василий Лановой, - хотя трижды отказывался, не понимал, что там играть. Пока оператор не сказал – играй романтизм офицерства".

Сценарий "Офицеров" написал Борис Васильев. Ему же принадлежит повесть "А зори здесь тихие", экранизация которой так же занимает высокое место в рейтинге самых любимых фильмов о Великой Отечественной. Бориса Львовича часто спрашивают, почему он не оставил в живых ни одну из своих героинь. Писатель отвечает: не могли девушки выстоять против матерых немецких диверсантов. Погибли те, кто мог дать жизнь, так острее должен был почувствовать читатель и зритель, насколько высокую цену заплатила страна за победу.

Из фильмов, появившихся в последнее десятилетие, популярность завоевали "Звезда" Николая Лебедева и "В августе 44-го..." Михаила Пташука.

Народный артист России Евгений Миронов говорит: "Экранизировать роман Богомолова "Момент истины" все равно, что стоять на мине: у каждого ведь свой Алехин, свой Таманцев, и они не простят, если что. Оказалось, им-то всем понравилось. Год назад лечу, сплю и вдруг: "Будьте любезны". Потом опять: "Будьте любезны". Я злюсь. Чем могу помочь? А он: "Нет, "В августе 44-го...". Такая любовь народная, она все больше с каждым годом".

Актер вспоминает, что когда отснятый материал показывали Владимиру Богомолову, тот почти всегда был недоволен: в кино все не так, как было. В "Семнадцати мгновениях весны", бесконечно любимых телезрителями, историки находят десятки ляпов и несоответствий: и форма у нацистов была не такая, и курить на работе им было запрещено, и не было никогда в Берне Цветочной улицы. Но когда есть психологически достоверные портреты людей, без громких слов рискующих своей жизнью, мы верим этим фильмам и любим их.

Читайте также:

Мир готовится к объединенному празднованию 65-летия Победы