07.05.2010 | 13:52

Святое Воинство: образы небесных защитников в русском искусстве

К юбилею Победы Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева подготовил особую выставку. Русская православная церковь причислила к лику святых немало воинов и военачальников, посвятивших свои жизни служению Отечеству и отстоявших его свободу. Примеры воинской доблести и стратегической мудрости от Великих князей до былинного богатыря Ильи Муромца духовно укрепляли в дни тяжелых испытаний. Образы некоторых из них, а также изображения общехристианских святых, представлены на выставке под названием "Святое воинство: образы небесных защитников в русском искусстве периода с XII до начала XX веков". Рассказывают "Новости культуры".



Война и вера – до недавнего времени существовали полярные мнения на этот счет. Одни считали, что, когда началась Великая Отечественная, все были атеистами. Другие, наоборот, полагали, будто все были верующими. Истина, как обычно, оказалась где-то посередине. Чем больше проходит времени, тем больше открывается моментов, о которых боялись говорить в военные годы. Когда родственники разбирали документы маршала Василия Чуйкова, то в его партбилете обнаружили молитву.

"Вот та молитва, которую мы нашли в партбилете. Мы о ней ничего не знали. Мы о ней узнали только после смерти отца. Он ее получил перед отправкой в Сталинград", – рассказывает сын маршала Василия Чуйкова – Александр Чуйков.

Практически все экспонаты выставки – свидетельства того, как люди во время бедствий и нашествий врагов обращались за помощью к святым. Эта традиция сложилась еще в византийское время. Самые древние экспонаты относятся к концу XII – началу XIII веков. Это бронзовое изображение царя Давида и медальон с Вознесением Александра Македонского.

Самыми известными и почитаемыми воинами еще в IV веке стали Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, к которым обращались за помощью в ратных делах. Что же касается Великой Отечественной, то одна из историй связана с образом Федора Стратилата.

"Его нашел Ефим Ежов под Кенигсбергом в 1945 году. Когда он его очистил, то увидел на нем образ Святого воина и сохранил его на груди. Он считает, что этому змеевику он обязан своим спасением", – рассказывает куратор выставки Надежда Герасименко.

Известно, что во время войны солдаты часто хранили в патронах свернутый в трубочки Девяностый псалом царя Давида. В их гимнастерках часто можно было обнаружить амулеты, медальоны с изображением святых и молитвами.

"В деревенской среде тогда еще продолжали создавать медные маленькие образки, типа Георгия. Этого было много и делалось простецким образом", – говорит директор Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов.

Кроме Святого воинства часто обращались к образу Богоматери, Спаса и Николая Угодника. Его как защитника городов тогда изображали с мечом.