Новости

24.12.2017 | 20:39

Фрина – на празднике Посейдона. Выставка Семирадского – в Петербурге

В Петербурге открылась художественная выставка, которая напомнила о той, что была почти 130 лет назад. В Академии художеств были выставлены картины Генриха Семирадского. Центральным экспонатом было гигантское полотно «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Семирадский так о ней писал: «Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, восторг народа-художника, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток». Успех был грандиозный, тридцать тысяч посетителей. «Фрину» купил император Александр III. Чехов сказал: «В Петербурге теперь два героя дня – нагая “Фрина” Семирадского и одетый я». Теперь о нынешней петербургской выставке Генриха Семирадского. Она открылась на этой неделе.

Генрих Семирадский, каким его никто не знал. В Русском музее открылась выставка, посвящённая 175-летию русского художника, который творил на рубеже XIX-XX веков. Экспозиция поражает размахом: в Петербург из разных городов привезли колоссальные по размеру полотна, над которыми трудились как сам Семирадский, так и его современники. На открытии побывал Андрей Яковлев.

4 экспозиционных зала, более 100 работ - в таком масштабе выставка, посвящённая русскому художнику польского происхождения Генриху Семирадскому, открывается впервые. Здесь вместе с его картинами представлены и произведения современников мастера, работавших, как и он, в Риме в конце XIX - начале XX веков.

«Для этой выставки предоставили свои работы 10 музеев России во главе с Третьяковской галереей, а также несколько частных коллекционеров. Для широкой публики, в том числе и для петербургской, большинство этих работ малоизвестны, но написаны они мастерской кистью на увлекательные сюжеты», - сказал ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX - XXI вв. Русского музея Павел Климов.

Идеалы античной и итальянской классики, каноны красоты - всё это было в основе учебного процесса Академии художеств. Именно поэтому её выпускники так стремились попасть в «вечный город». Первые залы выставки - это работы ярких представителей так называемой «колонии русских художников в Риме» - Фёдора Бронникова, Александра Риццони, Матвея Чижова и многих других.

Картину Вильгельма Котабринского «Оргия» не видел никто из наших современников. 90 лет она хранилась в запасниках музея, накрученная на большой вал. Реставраторы были шокированы состоянием шедевра: вся поверхность проклеена оберточной бумагой, полотно покрыто толстым слоем лака, многие фрагменты осыпались. Но теперь, спустя год, она как новая.

«Когда впервые мы увидели изображение, это, конечно, было событие в музее. Приходили наши коллеги и научные сотрудники. Ведь в нашем каталоге эта картина воспроизводится только в чёрно-белом варианте», - прокомментировал художник-реставратор отдела реставрации живописи Русского музея Марат Дашкин.

Одно из самых больших полотен и чуть ли не самая узнаваемая работа Семирадского – «Фрина на празднике Посейдона». Размер картины - 4х7,5 м. Полотно аккуратно демонтировали в зале Михайловского дворца и привезли на выставку в корпус Бенуа. Другие картины преодолели более длинный и сложный путь.

Отдельное место занимает экспозиция, посвящённая частной жизни и творчеству русских художников в Риме. Здесь их фотографии, работы, а также эскизы самого Генриха Семирадского, которые вошли в его учебник: «Гибель Содома», «Избиение младенцев», «Страшный суд». На них выросло не одно поколение студентов Академии художеств Петербурга.

Через несколько месяцев исполнится 175 лет со дня рождения художника. Этот юбилейный год станет одним из самых знаковых в его творчестве. Ведь в таком объёме на суд зрителя работы мастера не выставлялись ещё никогда.

Новости культуры