11.05.2010 | 19:34

Иконы на кремлевских башнях: история вопроса

На Руси издавна существовал обычай помещать святую икону на воротах, ведущих в город. Терять ее считалось дурным знаком, а обретать – чудом. За этим чудесным обретением Московского Кремля наверняка последуют и новые открытия в Отечественной истории. Рассказывают "Новости культуры".



На языке архитекторов прямоугольники на кремлевских башнях называются – "конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты". Почему они такие явные? Этим вопросом вот уже несколько десятилетий мало кто задавался. Икон не существовало – так принято было считать в советские годы. Никто и не предполагал, что в стране разбушевавшегося атеизма, чтобы сохранить иконы, их могли спрятать.

В ноябре 1917 года Московский Кремль серьезно пострадал при артобстреле. Епископ Камчатский Нестор на Священном Соборе констатировал: не сохранилось ни одного полностью уцелевшего храма, разрушены башни, поруганы иконы.

"Спасская башня сильно пострадала. Были прямые попадания снарядов, остановились Кремлевские Куранты, сильно пострадал образ Спасителя, киот и сени над образом", – рассказывает первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного, руководитель рабочей группы проекта Михаил Якушев.

Когда в 1812 году Никольскую башню взорвали войска Наполеона, она была разрушена наполовину – до уровня образа святого Николая Угодника. Еще тогда в народе заговорили о том, что икона чудотворная. Почти через сто лет большевики расстреляли образ святителя – вокруг его главы и плеч можно было видеть пулевые ранения. Тогда в народе появились иконки "Николы Раненого".

"После избрания патриарха в 1918 году народ шел к этим образам. Новой власти – как писал Нестор, самозваной – было трудно видеть, что народ тянется к этим иконам. И поэтому был приказ задрапировать эти иконы красным кумачом", – продолжает Михаил Якушев.

Разумеется, новой власти было неуютно править в полуразрушенном Кремле. Специально образованная комиссия под руководством Игоря Грабаря должна восстановить то, что недавно было собственноручно разрушено, и решить судьбу икон и образов, монастырей и храмов.

"К сожалению, у нас пока нет на руках документов, подтверждающих то, что был отдан специальный приказ о замуровании икон. В 1920-х годах еще проводились реставрационные работы, но мы не знаем, каким образом сохранилась икона Спасителя на Спасской башне и Николая Можайского на Никольской башне, что с ними стало по документам", – отмечает Михаил Якушев.

Несколько лет назад эксперты высказывали предположение, что иконы на Спасской и Никольской башнях не были утрачены и сохранились в киотах под слоем штукатурки. Только сейчас стало возможным провести зондаж двух киотов. Гипотеза подтвердилась. Ученые предполагают: на Спасской башне – икона Спасителя с припавшими к его ногам Сергием и Варлаамом, на Никольской – фреска конца XV – начала XVI веков.

"Тот факт, что мы до сих пор не нашли свидетельств о сокрытии икон, наталкивает нас на мысль, что ученые много сделали для того, чтобы у последующих поколений не возникло вопросов о возможном их сохранении", – добавляет первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного, руководитель рабочей группы проекта.

Обнаружить, раскрыть, законсервировать и показать людям Николу Раненого в год 90-летия исхода русской армии из Крыма – символично. Ведь фотоснимок именно этого образа после кровавых событий октября 1917 был передан патриархом Тихоном адмиралу Колчаку, и именно он стал символом белой эмиграции.

Читайте также:
На башнях Московского Кремля обнаружены древние иконы

Сенсационное открытие в Московском Кремле