14.05.2010 | 13:09

История картины "Встреча Петра Первого с Людовиком Пятнадцатым"

Своеобразное посвящение Году Франции в России сделали эксперты Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля. Там провели атрибуцию живописного полотна "Встреча Петра Первого с Людовиком Пятнадцатым" и установили имя автора картины. Рассказывают "Новости культуры".



В середине 1970-х годов неизвестный посетитель принес картину в омский музей. Авторской подписи на полотне, которое оказалось
эскизным, не было. А вот сюжет – историческая встреча царя Петра Первого и Людовика Пятнадцатого – сомнений не вызвал.

"Хроники пишут о том, что Петр Первый встретился с семилетним Людовиком Пятнадцатым во дворце Тюильри. Выходя из кареты, следуя своему темпераменту, он пылко подхватил его на руки, поцеловал и, повернувшись к своей свите, по преданию произнес свою знаменитую фразу: "Всю Францию в руках держу!"" – рассказывает искусствовед Ирина Девятьярова.

Картину со схожим сюжетом и названием она обнаружила в каталогах омских выставок 1916 – 1917 годов. В них принимали участие местные собиратели. Среди них значилась и чета Шестаковых: полковник армии Колчака Борис Владимирович и Мария Эрнестовна – дочь известного художника Эрнеста Липгарта. Его декоративными композициями украшены дворцы петербургской знати, именно он более двух десятилетий в качестве главного хранителя картинной галереи Государственного Эрмитажа атрибутирует многие произведения.

"В 1932 году он умирает, по сути, в нищете. И эта печать, что он был любимым художником Николая Второго, на нем лежала долго. Я думаю, что даже имя художника было забыто не случайно", – продолжает Ирина Девятьярова.

Работы своего отца хранила приехавшая с супругом из Петербурга в Омск выпускница Смольного института Мария Шестакова-Липгарт. Днем она преподавала музыку, а вечерами участвовала в деятельности подпольной организации. Февральским вечером 1921 года она и еще более ста человек были арестованы. ОмГубЧК вынес приговор – "расстрелять".

"Собственно говоря, судьба картины Липгарта, его самого, забытого художника, трагическая судьба его дочери Марии Эрнестовны – в них, как в капле, отражается вся трагедия России, революции, Гражданской войны начала XX века", – говорит директор Омского филиала Российского фонда культуры Алексей Сорокин.

Конфискованные во время ареста картины Липгарта через год все же были возвращены его внукам. О существовании омского эскиза не знали даже специалисты. Правнучка Липгарта Нина Веснина – кстати, сотрудник Эрмитажа – авторство прадеда подтвердила.