14.05.2010 | 23:30

Монпелье готовится к Гала-концерту

На Втором Международном конкурсе дирижеров имени Евгения Светланова, который проходит во французском Монпелье, сегодня – день затишья. Обладатели трех первых премий репетируют с Национальным оркестром Монпелье произведения, которые прозвучат на заключительном Гала-концерте. Он пройдет в самом престижном зале города. А члены жюри дают последние наставления тем, кто не получил премий и призовых мест. "Новости культуры" – из Монпелье.



Во Франции сегодня – хороший день. В переводе на русский его название звучит как – "мост". В Монпелье семейные пары с детьми высыпали на площадки аттракционов, молодежь – на соревнования по экстремальным видам спорта, а люди постарше просто ходят по городу и магазинам, получая от этого явное удовольствие.

На одной из главных улиц города, несмотря на дождь, всегда много людей. Там находится старый оперный театр. Именно в нем выступал Евгений Федорович Свеланов, здесь он дирижировал своей последней оперной премьерой – "Чио-Чио-сан" Пуччини.

Многие из музыкантов Национального оркестра Монпелье, которые безропотно выдержали весь конкурс, помнят маэстро и его манеру дирижирования.

"Он считал, что дирижер должен быть нем, но не глух", – говорит вдова маэстро Нина Светланова.

Самым "неглухим" дирижером оркестрантам показался Кристоф Альштедт. Был даже учрежден приз симпатий оркестра, и вручили его немецкому дирижеру – обладателю второй премии. Хотя симпатией оркестрантов Альтштедт пользовался не всегда.

"Знаете, бывало по-разному. Особенно когда я только начинал дирижерскую карьеру. Представляете, когда в оркестр, где сидят очень почтенные музыканты, приходит двадцатилетний человек и не просит, а требует что-то сделать? Бывало иногда очень обидно: готовишься, изучаешь партитуру, а контакта не происходит", – признается он.

Кристоф Альтштедт уже решил, как он отметит свою победу – угостит обладателей остальных двух премий кружкой немецкого пива. Но это будет только после Гала-концерта, к которому готовится лауреат Третьей премии Даниэль Коэн из Израиля. Он уже опытный конкурсант: состязание в Монпелье – это его третий конкурс, и он уже четко знает, что необходимо, чтобы дирижер состоялся: "Это несколько вещей. Во-первых, нужно быть безумцем – в хорошем смысле. Нужно дирижировать несколькими десятками людей и думать, прежде всего, о музыке – причем, так, чтобы они тебе верили. Во-вторых, это бесконечный процесс самообучения, и в-третьих, это, конечно, удача".

Больше всех удача на этот раз улыбнулась латвийцу Андрису Поге. Несмотря на то, что несколько раз на третьем туре его останавливало жюри и просило доработать то или иное место партитуры, он был признан лучшим. И до сих пор в это не верит.

"Еще нет, еще нет. Еще должен пройти концерт удачный, и тогда придет это ощущение. Но, в принципе, ощущение хорошее", – делится Андрис Пога.

Одним из первых Андриса с его победой поздравил соперник – Кристоф Альштадт. "Это очень здорово! Фантастическое звучание", – отмечает конкурсант.

Андрис еще не решил, в каком оркестре или театре он мечтал бы работать, но за него об этом уже подумали некоторые члены жюри. Неслучайно половина из них – интенданты и директора оркестров.

"Вы знаете, как директор оркестра я имею здесь свои интересы. Уже сейчас я взял на заметку сразу несколько молодых дирижеров, которых я хотел бы видеть за дирижерским пультом Бостонского оркестра", – отмечает член жюри, художественный директор Бостонского симфонического оркестра (США) Энтони Фогг.

Тем, кто не стал победителем конкурса, достались советы членов жюри. "Многие из них весьма даровитые, и нужно им задать направление: куда подумать, что было не совсем правильно", – поясняет председатель жюри Владимир Ашкенази.

После последней перед Гала-концертом репетиции для музыкантов Национального оркестра Монпелье устроили коктейль. Нина Светланова поблагодарила музыкантов за невероятное терпение. Итоги этого терпения будут продемонстрированы на заключительном концерте фестиваля. Билеты на него давно уже проданы.

Все материалы по теме>>>