17.05.2010 | 10:41

Пушкинский музей представляет "Исповедь Арлекина"

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет "Исповедь Арлекина". Персональная выставка Моисея Фейгина, включившая более ста работ, могла бы называться иначе – "Исповедь сына века". Фейгин родился в октябре 1904. Он был последним художником, чье творчество соединило авангард начала XX века с современным искусством. Художник ушел из жизни в апреле 2008, до конца дней оставшись абсолютным авангардистом. При этом он сполна заплатил дань соцреализму – в свое время работы из его живописной "ленинианы" публиковались в советских школьных учебниках. Свидетель смены эпох и вождей, Моисей Фейгин не изменил своему кредо: "Искусство – не украшение, а поступок". Рассказывают "Новости культуры".



В 2008 году Моисея Фейгина внесли в книгу рекордов Гиннеса как самого старого на тот момент художника планеты. Тогда ему было 104. Но поражает даже не это: последние годы Моисей Фейгин почти не видел, он ослеп, тем не менее, продолжал писать. Не писать он не мог. Многие из этих картин, рассказывает, дочь художника, Фейгин писал по ночам.

Он пережил и своих учеников, и своих учителей, среди которых были Кончаловский, Машков и Осмеркин – члены легендарной авангардистской группы "Бубновый валет". Когда его спрашивали, как он относится к творчеству великих художников прошлого, Фейгин только отмахивался – "они все мальчишки: и Рубенс, и Леонардо, и Рембрандт".

Как художник Моисей Фейгин состоялся именно в последние десятилетия своей жизни, когда получил возможность писать то, что хотел он сам. До этого он долгие годы, как и многие в то время, был вынужден зарабатывать на жизнь официальными заказами – портретами членов Политбюро. Однажды ему заказали четырехэтажную… голову Сталина для высотки на Котельнической набережной. Чтобы оценить свою работу, художнику приходилось по несколько раз в день подниматься на высоту 29-го этажа еще недостроенного здания.

В 1959 году в Москве прошла Американская национальная выставка. Экспозиция современного искусства США словно раскрепостила художника. С тех пор его картины напоминают какой-то бесконечный карнавал, где главные герои – это герои трагические.

На выставке в Пушкинском музее будет показана лишь небольшая часть творческого наследия Моисея Фейгина. И дело не в том, что в музее не хватило места. Просто большая часть холстов была уничтожено самим художником еще при жизни. Из-за бедности, которую, впрочем, сам Моисей Фейгин возвел в принцип, он не покупал новые холсты, а замазывал старые: сверху писал новые картины. Наподобие того, как это делали иконописцы. Так что, глядя на любое из этих полотен, зрители могут лишь догадываться, что скрывается под многочисленными слоями красок Моисея Фейгина.