17.05.2010 | 11:15

Печать. 17 мая 2010 года

В чем причина ностальгии по сталинизму? Какова реальная цена модернизации школьного образования? И смогут ли российские университеты стать "центрами новой духовности"? Такими вопросами задаются авторы публикаций в сегодняшних газетах. Подробности – в обзоре "Новостей культуры".



Накануне юбилея Победы в России случилось "обострение любви к Сталину", - пишет "Русский Newsweek". "Культ генералиссимуса засиял новыми красками" не только в Москве, где столичные власти "порадовали" ветеранов на 9 мая портретами вождя. Бюсты отцу народов открыли в Тамбове и Оренбурге. Бронзового Сталина должны установить в Якутске. Готов Сталин и для Пензы. "…Столько памятников Сталину одновременно в новейшей истории не ставили никогда. Не всем еще нашлось место, но рано или поздно, уверяют коммунисты, все они будут установлены…" И это притом, что и президент, и премьер выступили с программными антисталинскими заявлениями. В истоках такой народной любви разбирался "Русский Newsweek".

"Академики в ожидании Годо", - пишет "Независимая газета". Похоже, в этом году вялотекущая дискуссия о судьбе академической формы организации науки выходит на новый уровень. Академик Александр Дынкин недавно заявил: "Власть выбрала курс на ликвидацию РАН и на поддержку вузов". В этом году бюджетное финансирование академии наук урезано на 3,5 миллиарда рублей, а поддержка научных исследований в ВУЗах наоборот, увеличивается. "…Конечно же, де-юре решения "закрыть РАН" никто не принимал и вряд ли примет. Но де-факто очевидно, что государство приступило к созданию новых, не связанных с академическими структурами, каналов финансирования фундаментальной науки..."

Противостояние Академии наук и Министерства образования и науки так или иначе отражено в нескольких российских изданиях. "Труд" публикует интервью с министром Андреем Фурсенко. Напомним, в конце прошлой недели в Петербурге прошел митинг против скудного финансирования фундаментальной науки, на котором члены профсоюза РАН потребовали отставки министра. Андрей Фурсенко ситуацию не комментировал, зато рассказал о реформе средней школы. По его мнению, главная беда в том, что "образование не соответствует запросам экономики, общества". Именно поэтому нужна модернизация. "…Все шумят по поводу закона об изменении статуса госучреждений. Если вы внимательно посмотрите эти законы, а не будете слушать комментарии к ним, то увидите, что никакого увеличения доли платности в образовании нет и быть не может…"

А декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков пишет на страницах "Известий", что университеты – последний оплот борьбы с массовой культурой. "…Среди форпостов высокой культуры уникальны именно университеты. Музеи, театры, библиотеки – это в значительной мере лишь хранилища уже созданных ценностей. Страшно, но нетрудно представить, что наступит такой день, когда в них не придет ни один посетитель… По существу, человечеству и нашей стране, если они не хотят окончательно впасть в масскультное варварство, не на что надеяться, кроме как на университеты…" Похоже, мы возвращаемся в средние века, когда только университеты и были центрами учености в море невежества и мракобесия.