17.05.2010 | 11:39

Пастернак и Булгаков: рубеж двух эпох

Литературовед, критик, писатель Мариэтта Чудакова известна как блестящий знаток истории советской литературы и как автор первой научной биографии Михаила Булгакова. Теперь ее исследование "Булгаков и Пастернак" вышло в свет в "Научной серии" изданий Московского музея Михаила Булгакова.
Впервые статья Мариэтты Чудаковой "Пастернак и Булгаков: рубеж двух литературных эпох" была опубликована в 1991 году в журнале "Литературное обозрение". Вторая публикация приурочена к двум юбилеям – 120-летию со дня рождения Бориса Пастернака, которое отметили в феврале, и 120-летию со дня рождения Михаила Булгакова, которое грядет в мае 2011. Что объединило двух гениальных современников, по возрасту "разделенных" всего одним годом? Рассказывают "Новости культуры".



Двух писателей сближала, прежде всего, эпоха, говорит Мариэтта Чудакова. Пастернак был всего на год старше Булгакова. И стремились они к похожим целям.

"Оба движимы были одним, они хотели независимо ни от чего обязательно осуществлять свои творческие замыслы, не приспосабливаясь к времени. Это их абсолютно сближало", - уверена Мариэтта Чудакова..

Пастернак был одним из немногих, кого был рад видеть Булгаков незадолго до своей смерти. "Когда к нему пришел Пастернак, сразу, говорит, взял стул, повернул спинкой, сел верхом, заговорил. И проговорили не меньше 2-х часов", - рассказывает исследовательница.

Примерно в одно время они работали над замыслом своих главных романов – "Мастер и Маргарита" и "Доктор Живаго". Когда роман Пастернака в 1988 году был опубликован, Мариэтта Чудакова задалась вопросом, почему ее студенты читают "Доктора Живаго" с меньшим энтузиазмом, чем булгаковский роман. Для себя она нашла такой ответ: "Восприятие его было деформировано совсем другой поэтикой романа Булгакова, который был как бы глубинно на ту же тему, и даже с той же структурой".

Роман Булгакова резко отличался от всего, что было в русской литературе. И все же замыслы "Мастера и Маргариты" и "Доктора Живаго", по словам Мариэтты Чудаковой, в целом схожи. В центре произведений – пишущий человек, alter ego автора. По ее мнению, схожи и эпилоги романов – в обоих случаях речь идет о незамеченном втором пришествии. В эпилоге "Мастера и Маргариты" - это пустота города, в которую окунаются главные герои. Москва, в суете пропустившая главное. В "Докторе Живаго" - это стихи от первого лица, автор которых отождествляет себя с мессией, тоже оставшимся незамеченным.