18.05.2010 | 10:21

Музейный день

С 1977 года 18 мая значится в календарях как "Международный день музеев". Кстати, заседание Международного совета музеев, на котором было принято это решение, проходило в Москве и Ленинграде. И сама инициатива принадлежала российскому отделению.
История музеев в нашей стране началась в петровскую эпоху – с создания Кунсткамеры, первого отечественного музея, который был общедоступным. Ту же цель преследуют и участники акций, которые обычно проводятся в Международный день музеев. В этом году "профессиональный праздник" отмечают музейщики 42 стран, от Алжира до Швейцарии. Музей XXI века – не элитарное "хранилище древностей", а гибкая структура, открытая для эксперимента и для сотрудничества с обществом. Насколько готовы к нему обе стороны, разбирались "Новости культуры".



18 мая – торжество идеи общедоступного музея. У доступности разные проявления, одно из них – финансовое: в любой обычный день вход в Третьяковскую галерею стоит 300 рублей, 18 мая билеты выдают бесплатно.

Цена на билет в российский музей уже давно на мировом уровне. Из гигантов только Британский музей пускает бесплатно. Лувр берет за вход 9,5 евро, Третьяковка и Музей изобразительных искусств имени Пушкина - 8, Прадо – 7, Уффици – 6,5. Служит ли эта мзда препятствием на пути масс к искусству?
"Многие прилично зарабатывающие молодые люди убеждены, что это дорого. Не идут!", - констатирует Кирилл Светляков, сотрудник Третьяковской галереи.

В музеях касса играет, возможно, не такую роковую роль как в кино или театре, но все же. В среднем 6% музейного бюджета формируется от продажи билетов. 18 мая – парадоксальный день, когда количество посетителей прямо пропорционально убыткам музея.
"К сожалению, государство не делает дотаций на льготные билеты или экскурсии", - комментирует ситуацию Ирина Алексеева, заместитель директора Государственного исторического музея. Потому политика льгот для социально-незащищенных групп граждан – личное дело каждого конкретного музея.

Специальные программы для слабовидящих детей в Историческом музее разработаны на негосударственный грант и поддерживаются спонсорами.
Дети из коррекционной школы, что по соседству с музеем "Огни Москвы", бывают в музее раз в месяц. Два года назад местные музейщики заговорили с особыми детьми на особом языке, хотя поначалу сами сотрудники не понимали, зачем это нужно.
Наталья Потапова, директор музея "Огни Москвы", переборола предубеждения коллег и написала программу музейной работы с детьми из коррекционных школ. Для России это пока уникальный опыт. Музеи с маршрутом для инвалидов-колясочников, с программами для слабовидящих и других особенных посетителей пока в меньшинстве.

Кроме доступности финансовой и физической, существует и смысловая, познавательная и эмоциональная доступность музейной экспозиции.
Тарас Поляков – музейный проектировщик. Он утверждает, что экспозиция – самостоятельный вид синтетического искусства и сравнивает музей с театром. На его счету 50 проектов. Но самый известный – Музей Маяковского: мемориальная лестница ведет на четвертый этаж, где находится комната Маяковского, но в музее говорят – в этой комнате вы узнаете, где он ел, работал, спал, но не узнаете о чем, он думал, мечтал, страдал. Об этом – все остальные четыре этажа экспозиции, которая хоть и сделана 20 лет назад, до сих пор бьет все рекорды по оригинальности и новаторству. Уникальная архитектура и витрины-ребусы дают фору и классическим музеям и музеям, напичканным электроникой: в музее нет прямых участков – пандусы, лестницы… Аналог стихотворения-лесенки Маяковского.

Музей Маяковского – в Москве четвертый по посещаемости иностранными туристами – после музеев Кремля, Третьяковки и Пушкинского.
Местоположение, драгоценная историческая коллекция и десятилетия стабильного финансирования – большая часть музейного успеха. Но и у музейного творчества есть шанс. Ведь что интересует племя молодое, которое можно наблюдать на улицах больших городов в Ночь музеев? Не столько коллекции, сколько события. 18 мая – еще один шанс показать, что музей может быть современным, динамичным, живым, открытым и общедоступным.