17.12.2017 | 21:24

Определены лауреаты Премии Кандинского

Нескольким современным художникам и автору книги о современном искусстве вручалась на этой неделе Премия Кандинского, ежегодная, одиннадцатая. Вспомним о том, что название этой премии заимствовано у той, что учредила вдова Василия Кандинского Нина, в середине века прошлого. В начале века нынешнего современное искусство и создаётся, и подаётся, и отмечается премиями совсем не так, как тогда. Не сложно это заметить.

К современным произведениям порой и прикоснуться нет возможности, они бесплотны. В конкурсе Премии Кандинского этого года, например, запахи, синтезированные Ириной Кориной, звуки, систематизированные Александрой Пироговой. Разве что таблички с номерами грозненских домов Аслана Гайсумова отсылают к почти уже академическому приёму реди-мэйд, а работы Данилы Ткаченко – это уже почти живопись. «Всякое произведение искусства - есть дитя своего времени», - сказал Кандинский. Познакомимся с нынешними детьми.

Своё решение члены жюри принимали за закрытыми дверями. Традиционно гости премии могли наблюдать за онлайн-трансляцией обсуждения - без звука, правда. Лауреатов выбирали специалисты в области современного искусства. Среди них – директор центра Помпиду Бернар Блистен, а также руководители ведущих российских музеев - Ольга Свиблова, Василий Церетели, Марина Лошак.

«Каждый из нас, безусловно, ждет чего-то неожиданного, нового, и мы всегда в ожидании. И если этого не возникает, то бессмысленно в этом участвовать, и выбор будет тухлым», - заявила член жюри Премии Кандинского Марина Лошак.

«Если послушать, с какой страстью идет обсуждение кандидатов между членами жюри, станет понятно, что между каждым кандидатом дистанция тоньше человеческого волоса», - поделился председатель попечительского совета Премии Кандинского Шалва Бреус.

Решение членам жюри далось непросто. Обсуждение задержалось. Предсказать победителей не смогли и журналисты с искусствоведами. Явных фаворитов в этом году не было. Все соперники сильные, шли на равных. И тем не менее, выбор сделан. В номинации «Молодой художник» победу одержала Саша Пирогова. Впервые её видеоинсталляция «Моно», посвящённая звуку была показана в усадьбе Голицыных на выставке Пушкинского музея «Прогулка с трубадуром». 

«Важный элемент - это микрофон. Однажды он оказался у меня в руках, и я поняла, что этот предмет дает власть, дает возможность проявить себя, и вот с этими ощущениями, которые оставлись внутри меня, я и работала»,- отметила лауреат Премии Кандинского Саша Пирогова.

Третьяковская галерея был представлена в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства». Это издание было подготовлено к масштабной выставке «Оттепель» целым рядом авторов.

«Когда мы начинали работать над книжкой, у меня было другое представление об эпохе, и эта работа нам многое открыла, и моё представление об оттепели сильно поменялось», - заявил куратор Третьяковской галереи Кирилл Светляков .

Но награду «За лучшую научную работу» получил искусствовед, заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский за издание «Современное искусство: практическое наблюдение». Лауреат не смог прибыть на церемонию, награду забрали его коллеги. 

В главной номинации «Проект года» борьба развернулась между Ириной Кориной, Полиной Канис и группировкой ЗИП. Дамы уступили. Победу вырвали четверо парней из арт-группировки. 

«Мы очень рады этой премии. Мы не ожидали, ведь мы еще так молоды, это очень здорово!», - поделился своими эмоциями лауреат Премии Кандинского Степан Субботин.

Выставка «Остановка ДК ЗИП», за которую художники и получили премию, проходила в Московском музее современного искусства. Это была тотальная инсталляция, в которую художники включили и свои предыдущие работы на самые разные темы. Кстати, одержать победу группировке ЗИП удалось лишь с третьей попытки. Они уже дважды оказывались в списке номинантов, но только в этом году члены жюри решили вручить им заветную премию.

Новости культуры