21.05.2010 | 11:19

Печать. 21 мая 2010 года

"ГУЛАГ. Все включено" – стоит ли превращать память о жертвах сталинских лагерей в коммерческое шоу? А также – как сделать театр уютным домом для обитателей и гостей: рецепт Романа Козака. Эти и другие темы на страницах сегодняшних газет и в обзоре "Новостей культуры".



***
Администрация Республики Коми собирается создать точную копию лагерной зоны, которая располагалась там семьдесят лет назад. Об этом сообщают "Ведомости. Пятница". По мнению чиновников, пять рядов колючей проволоки, вышки, бараки, штрафной изолятор и баланда привлекут туристов и "озолотят" местный бюджет. А те, кому по душе более традиционные развлечения, смогут здесь же порыбачить или покататься на снегоходах. Глава муниципального образования городского округа "Воркута" Валерий Будовский видит в начинании только плюсы: "Туризм есть туризм, надо привлекать людей. Мы не собираемся забывать свою историю, ведь Воркута была целиком построена заключенными, мой дед тоже был узником лагеря. Однако не хочется, чтобы наше Заполярье ассоциировалось только с ГУЛАГом. У нас суровая и прекрасная природа, и мы намерены развивать разные виды туризма". А председатель правления общества "Мемориал" Арсений Рогинский считает, что нельзя наживаться на трагедии: "Все эти рестораны "Штрафной режим", запирание людей в карцер абсолютно неприемлемы и препятствуют пониманию того, в чем сущность нашего трагического прошлого. Если на месте лагерей просто музеи, куда людей пускают за плату, то это вполне нормально, ведь музеи должны жить. Но нельзя превращать лагерную тему в спектакль".

***
Газета "Культура" публикует интервью с профессором Российской академии театрального искусства Алексеем Бартошевичем. Он – автор документального проекта "Великие театры мира", который сейчас идет на телеканале "Культура", и не понаслышке знаком с жизнью ведущих театральных коллективов планеты. "На западе наличие постоянной труппы – редкость. Даже в Шекспировском театре набирают актеров на три года... Исключением являются "Бургтеатр", "Комеди Франсез"... Нам все это было интересно еще и потому, что это напрямую связано с судьбой наших репертуарных театров. Это варианты ответов на те вопросы, над которыми бьется наш российский театр: что делать с нашими репертуарными театрами, которых у нас 600".

***
"Культура" же публикует интервью с заслуженным артистом России Романом Козаком. Девять лет назад он стал художественным руководителем Театра имени Пушкина. Тогда многие говорили, что режиссер "сломает себе шею", когда столкнется с массой совсем не творческих проблем. Но Козак не только сделал театр одним из самых популярных в Москве, но и превратил его в дом и для актеров, и для зрителей. "Я ведь оцениваю ситуацию изнутри. Мне кажется, что когда я туда прихожу – на репетицию или на спектакль, – мне комфортно, потому что меня окружают прекрасные профессиональные люди. Мы делаем то, что хотим делать, исходя из нужд театра, исходя из времени, способностей и возможностей. Поэтому дом продолжает создаваться".

***
"Мне было восемь лет, когда в Баку отец впервые привел меня в театр. Я увидел спектакль и заболел" – так рассказывает о своей одержимости театром Виталий Вульф. 23 мая известному искусствоведу, переводчику и телеведущему исполняется 80 лет. "Московская неделя" публикуют интервью с главным собирателем российских театральных историй. Вульф стал театральным переводчиком по совету Олега Ефремова. "Когда я начал переводить, мне часто говорили: "Это дилетантизм! Ты же не театровед, ты не заканчивал ГИТИС". Я проходил через очень большие тернии и по глупости своей сильно переживал по этому поводу... А потом наступил такой момент, когда отбросил все. Совсем. И почувствовал в себе силу". Сегодня в 22:35 на телеканале "Культура" смотрите программу "Линия жизни. Виталий Вульф".