22.05.2010 | 22:18

О судьбе Челябинского органного зала

Решение о передаче Русской Православной церкви храма Александра Невского в Челябинске городское сообщество приняло с пониманием. Яблоком раздора стал вопрос о судьбе установленного в нем органа. Храму – сто лет, концертному залу в его стенах – четверть века. Но это лучшее по своим акустическим параметрам помещение в городе. И славу свою оно обрело вместе со звучанием уникального инструмента, которой признан одним из лучших в Европе. Перенос органа не только разрушит эту гармонию, но и может стать губительным для самого инструмента. Есть ли пути решения этой дилеммы? Их поиском занимается рабочая группа, в которую вошли деятели культуры, представители городской власти, священнослужители. В эксперты приглашены сотрудники фирмы-производителя органа. Рассказывают "Новости культуры" .




Решение губернатора раскололо южноуральскую общественность на два лагеря. Если восстановление исторической справедливости не вызывает сомнений, то факт переноса органа воспринимается негативно. Об уникальных свойствах челябинского инструмента оставили восторженные отзывы такие значимые в музыке фигуры, как Гарри Гродберг, Зигмунд Сатмари, Людгер Ломан. Технические параметры органа позволяют с одинаковой легкостью исполнять как классические произведения, так и джазовые импровизации.

"Именно этот орган обладает особой музыкальность и вариативностью. И это необходимо особо подчеркнуть, потому что далеко не каждый инструмент имеет подобные свойства", - рассказывает титулярный органист Нотр Дам де Пари (Франция) Оливье Латри.

Чтобы найти компромисс, при Общественной палате Законодательного собрания Челябинской области была создана специальная комиссия, в которую вошли деятели культуры, искусства, священнослужители. И хотя стороны сошлись во мнении, что город обладает одним из лучших органных залов в России, и концертную жизнь необходимо сохранить, тем не менее, подходы к решению проблемы кардинально отличаются.

"Потому уровень звучания органа отвечает международным стандартам. Исходя из этого, будет определяться место, куда будет переноситься органный зал. Два направления – либо это подбор здания, либо это строительство нового концертного здания", - объясняет председатель общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов.

Сторонники переноса инструмента уверены, что переезд органа в другое здание не нанесет ему никакого ущерба, и таким образом уникальный инструмент для города будет сохранен. Однако оптимальным решением был бы не просто перенос старого инструмента в другое здание, а строительство нового концертного зала с новым инструментом. Понятно, что в этом случае затраты возрастут в несколько раз. Тем не менее, руководство областной филармонии надеется на благополучный исход.

"Мы формируем следующий сезон полностью. До тех пор, пока согласительная комиссия не примет решение, куда будет перенесен орган, и где будет строиться здание для концертного зала", - говорит генеральный директор Челябинского концертного объединения Алексей Пелымский.

Челябинские музыканты и единственный в городе специалист, органный мастер Владимир Хомяков, категорически выступают против. Проблема в том, что формальное физическое сохранение инструмента отнюдь не гарантирует сохранности его уникального звучания.

"Скорее всего, это будет гибель органа как концертного инструмента. Он останется как учебный инструмент, или инструмент для литургии, которые необязательно должны обладать выдающимися качествами", - опасается народный артист России, органист Владимир Хомяков.

Мнение Владимира Хомякова подкреплено ответом немецкой фирмы, занимавшейся изготовлением и установкой челябинского органа 23 года назад.

"У нас был неоднократный опыт переноса и установки инструментов на новом месте. Но мы пришли к мнению, что при переносе орган теряет свое звучание", - убежден директор немецкой органостроительной фирмы Иржи Коцоурек.

Сейчас не ясно, куда планируется перенести инструмент, и когда будет построено новое здание. Пока этот вопрос не решен - горожане требуют не прекращать концертную деятельность органного зала. В городе ведется сбор подписей в поддержку этой инициативы. В документе уже более шести тысяч фамилий. В защиту зала органной музыки прошел митинг-концерт, в котором приняли участие челябинские музыканты.

"Я просто помню историю ремонта филармонии на протяжении 15 или 16 лет, я не помню сколько это продолжалось, и это все были устные договоренности, которые откладывались, перекладывались и так далее. Мы этому не верим", - признается музыковед Галина Гутовская.

Точку в этом споре должен поставить приезд в Челябинск руководства органостроительной фирмы, визит которого намечен на 8 июня. Стороны ждут экспертной оценки и окончательного заключения, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба Челябинского органного зала.