25.05.2010 | 10:33

Чехов глазами Франка Касторфа

В этом году Международный театральный фестиваль имени Чехова вдвойне оправдывает свое название. В афише смотра – исключительно постановки по Чехову и о Чехове. Вдохновившись творчеством русского классика, ведущие режиссеры и хореографы мира поставили драмы, балеты и даже цирковые шоу. Фестиваль продлится до конца июля. Среди российских спектаклей – новые постановки Дмитрия Крымова, Алексея Бородина, Александра Галибина и Дмитрия Чернякова. Откроет смотр берлинский театр "Фольксбюне" под руководством Франка Касторфа. Рассказывают "Новости культуры".



Франк Касторф говорит о себе, что всегда недоволен процессом работы. Его стиль – контрасты. Экспрессивность и агрессивность тона могут неожиданно смениться лиричным настроением и даже нежностью. В таком же духе проходят и репетиции. "Моих актеров нужно как-то разбудить, – уверен режиссер. – Я делаю это с помощью агрессивных выражений, рождающих неприятные ассоциации. И если кто-то увидит, как я работаю с актерами, обо мне может создаться неправильное впечатление".

Одним большим недоразумением называет Касторф мировую традицию чеховских постановок и показывает их обратную сторону. Режиссеру-провокатору ничего не стоит скрестить "Трех сестер" с чеховскими же"Мужиками". Интеллигентных, красивых людей, способных лишь вздыхать, помещает в иную социальную среду, которая возникает после того, как вырубили вишневый сад.
"Да, мой Чехов – трезв и саркастичен. Прежде всего, по отношению к самому себе, - говорит Кастроф. Доктор и натуралист, который не желает, с одной стороны, диагностировать болезнь в самом себе, и в то же время считает, что главное в жизни – это смех. Смех, который освобождает".

Чехов, интересующийся недопониманием, копающийся в ошибках, для которого любовь в настоящем фактически не существует – она возможна лишь в будущем, где-то через тысячу лет. Такого Чехова пытается показать зрителю Франк Касторф. "Современен ли Чехов? Знаете, мне не очень нравится слово "современный". Я не очень его люблю. Я бы сказал, что Чехов – демократичен, и это для меня очень важно", - признается режиссер.

Протест или приспособленчество? Каково отношение людей к социальному неравенству? Эту тему Франк Касторф считает в равной мере актуальной и для России, и для Германии. Сегодняшнюю московскую премьеру называют мировой, потом спектакль представят европейскому зрителю.

Все материалы темы>>>