26.05.2010 | 14:40

Голос в защиту старой Москвы. Художественный

Еще один голос в защиту старой Москвы - так говорят о выставке художника Игоря Соколова, которая открылась в НИИ реставрации. За почти полвека у мастера набралась солидная коллекция картин с изображением "уходящей натуры". Сегодня его полотна - это уже исторические свидетельства и вместе с тем - призыв сохранить дух города, который постепенно превращается в мегаполис из стекла и бетона. Рассказывают "Новости культуры" .




Москву Игорь Соколов знает от и до. Его предки обосновались здесь триста лет назад. Иван Шмелев в рассказе "Как я видел Чехова" упоминает о прадеде Соколова, у которого была лавка на Большой Калужской. Игорь Яковлевич помнит времена, когда с мольбертом за полтора часа обходил весь исторический центр. На его глазах старая Москва превратилась в мегаполис из стекла и бетона.

"Архитектуры нет, есть коммерция. Для меня эти вещи не изобразительны", - говорит Игорь Соколов.
Перед открытием выставки художник прошел с фотоаппаратом по улочкам и площадям, где когда-то писал. Когда сравнили фотографии с картинами, даже москвоведы с трудом узнали знакомые места. "Мы увидели контраст, может быть где-то что-то и сохранилось, но дух ушел", - отмечает художник-реставратор Нина Зайцева.

Коломенское Соколов написал в пятьдесят четвертом, когда оно еще было деревней, и жители возили в Москву картошку, помидоры, морковь. "Вот такое было Коломенское удивительное", - вспоминает художник.

Лыщиков переулок Соколов мог бы написать с закрытыми глазами – там он буквально жил в мастерской друга. Церковь Покрова была действующей – туда свозили иконы из разных храмов. Многих домов, написанных художником, нет – например - дома Зобовых. Нет и знаменитых Серебрянических бань, в которых мылась когда-то вся Москва. Рядом с ними был дом Островского. На картине у Соколова вместо дома писателя - сугроб. А на фотографиях нет и самих бань.

Старые московские улочки с их изгибами, деревьями и церквями остались в прошлом. Они не имеют ничего общего с сегодняшним городом.

"В этих работах есть, наверное, дух Москвы, который в настоящее время ушел. Все переулки, улицы очаровательные, кривые, косые, с этими очаровательными домиками они ушли в прошлое. Сегодняшний день наложил на них неизгладимую печать евроремонта", - уверен искусствовед Михаил Красилин.

Город вчера и сегодня – на картинах художника и в реальности на фотографиях. Уходящий, но пока окончательно не исчезнувший…