28.05.2010 | 10:22

Амазонка русского авангарда Александра Экстер

"Александра Экстер. Ретроспектива" - так называется экспозиция, которая открывается сегодня в Московском музее современного искусства. По сути, это первая в России большая выставка художницы, которая была одной из ключевых фигур русского авангарда. Она сотрудничала с Малевичем и Татлиным, Бурлюком и Родченко, оформляла спектакли Таирова и придумала костюмы марсиан для фильма Протазанова "Аэлита". Затем, как и многие художники-эмигранты, надолго исчезла из отечественного культурного пространства. На нынешней выставке собрано более 50 произведений Александры Экстер, но это лишь небольшая часть наследия художницы. Подробнее о выставке рассказывают "Новости культуры".



Афиши, афиши и снова афиши. "Добро пожаловать в театр", – шутит дизайнер выставки, народный художник России Борис Мессерер. В Московский камерный, если быть точным. Александру Экстер с этим театром связывали особые отношения. "Она сделала там замечательные спектакли – и "Саломея", и "Фамира Кифаред"", - говорит Мессерер. А также "Ромео и Джульетту". В книге "Художники Камерного театра" Борис Мессерер увидел фотографии, сделанные во время спектакля. Для этой экспозиции он увеличил их до размеров большого плаката. И теперь не может от них оторваться.

"Я все хожу здесь и разглядываю, разглядываю каждый костюм, каждый головной убор, - признается Мессерер. - Здесь мы видим огромные шляпы, головные уборы. Они огромные, их трудно носить. Это все костюмы многосложные, туники, ниспадающие ткани, в этом очень трудно двигаться".

Театральная сценография – это лишь одно из увлечений художницы. Куратор выставки Георгий Коваленко рассказывает: "Экстер была художником очень широкого творческого диапазона: она занималась и театром, и прикладным искусством, и костюмом, и живописью".

В живописи Александра Экстер довольно долго искала свое направление. На первом этапе симпатии проявляла к импрессионизму, потом заигрывала с конструктивизмом, но сердце отдала кубизму.

"Экстер в отличие от многих русских художников – от Поповой, Удальцовой - не училась специально кубизму, - говорит Георгий Коваленко. - Она этот кубизм восприняла от своих друзей. Близким ее другом был Фернан Леже".

Александру Экстер часто ошибочно называют ученицей Фернана Леже. Они были ровесниками и вместе учились во французской академии "Гранд-Шомьер". В Париже художница познакомилась с Пикассо и Гийомом Аполлинером. Экстер была близким другом Малевича, единственной, кого он пускал в свою мастерскую. Под влиянием таких разных художественных школ и направлений сформировался узнаваемый стиль Экстер.

Андрей Толстой, заведующий научным отделом Московского музея современного искусства, искусствовед, рассказывает: "Даже неспециалист, посмотрев на ее кубические, кубофутуристические вещи, не говоря уже о театральных работах и книгах, сразу отличит, что это именно Экстер. У нее особый почерк – он в особом отношении к цвету, к ритму, к композиционным закономерностям".

Постоянное стремление пробовать что-то новое – это уже особая черта характера Александры Экстер. Помимо живописи, чем только она ни занималась. Она оформляла павильоны международных выставок, делала коллажи, скрещивала украинские вышивки с рисунками авангардистов, сотрудничала с ателье мод, даже форму для Красной армии создавала. Эти эскизы Экстер не сохранились. Зато сохранилось восемь рукописных книг – ее увлечение начала 1930-х. Дань французской традиции.

"Это страницы из рукописной книги Экстер, - демонстрирует Георгий Коваленко. - Иллюстрации выполнены гуашью. Каждый лист подписан".

Экстер умерла в 1949 году в Париже, в чудовищной нищете. Зато сегодня коллекционеры и крупнейшие музеи платят за ее работы огромные деньги. Персональные выставки Александры Экстер проходят по всему миру. В Москве столь масштабная выставка представлена впервые. Лучше поздно, чем никогда, шутят искусствоведы и всерьез, надеются, что для посетителей этой экспозиции знаменитая, но для большинства мало что значащая фраза "Амазонка русского авангарда", наполнится реальным содержанием.