29.05.2010 | 22:30

Создана новая форма жизни

Американский генетик, биолог и миллиардер Крейг Вентер, который большую часть времени проводит на своей яхте, переоборудованной под плавучую лабораторию, объявил о сенсационном открытии – создании новой формы жизни. Речь идет об одноклеточной бактерии Микоплазма микойдес, у которой собственная ДНК была заменена на искусственную. Успешный эксперимент тотчас разделил научное сообщество на два лагеря. Одни считают, что это революция в генетике, открывающая фантастические перспективы в медицине и в промышленности. Другие опасаются непредсказуемых последствий. Рассказывают "Новости культуры" .

Бактерия по имени Синтия - теперь такая же знаменитость, как и овечка Долли. Если бы она умела разговаривать, в интервью журналистам поведала бы много интересного. Например, каковы ощущения после того, как у тебя полностью заменили ДНК. Именно это проделал Крейг Вентер. Искусственно полученную ДНК, смоделированную на компьютере, он трансплантировал в бактерию, предварительно удалив ее собственную ДНК. Это, как если бы в компьютере поменяли один жесткий диск на другой. Бактерия не только выжила – стала буйно размножаться и поглощать питательные вещества, одним словом, вести себя так, как будто ничего не произошло. Между тем, в результате эксперимента, вместо одного живого организма на свет Божий появился другой, созданный не природой, а частной корпорацией с далеко идущими планами.

"Сейчас на Земле живет более 6 миллиардов людей, а через лет 40, по прогнозам, будет уже 9. И если сейчас проблематично прокормить и обеспечить источниками энергии нынешнее население, то, как мы будем делать это в будущем? А эти бактерии – возможный инструмент для получения энергии, пищи и так далее", - считает генетик Крейг Вентер.

В ближайшем будущем, по словам ученого, возможно создание целого отряда промышленных организмов. Одни будут вырабатывать биотопливо, другие - очищать водоемы от загрязнений. У искусственной формы жизни сразу нашлись как противники, так и сторонники.

"Это позволит людям без этических принципов разработать биологическое оружие. Ко всему прочему, мы не знаем, как такие организмы поведут себя в природе. Они могут мутировать и вызвать эпидемии неизвестных болезней, перед которыми человек окажется безоружным", - уверена директор международной ассоциации биоэтики Дженнифер Миллер.

"Ну и что страшного? Есть исследования со стволовыми клетками…. Они долго были запрещены, теперь, как выяснилось, имеют в медицине замечательное приложение", - высказывает свое мнение заведующий отделом Института молекулярной генетики РАН, академик РАН Владимир Гвоздев.

Опасения, что американские генетики открыли ящик Пандоры, большинство ученых считают все же безосновательными. По словам директора института общей генетики Николая Янковского, у искусственно созданных организмов гораздо меньше шансов выжить в природе.

"То, что мы знаем сейчас, – всякие новые добавления к организмам – они делают их, как правило, менее конкурентно способными в естественных условиях. Но не исключено, что какая-то комбинация может оказаться конкурентоспособной. Этого заранее предсказать нельзя", - таково мнение директора института общей генетики РАН, члена Российского комитета по биоэтике при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Николая Янковского.

Сам Крейг Вентер заверяет, что его микроорганизмы не покинут стены лаборатории. Тем временем, он уже подал заявку в патентное бюро – зарегистрировать первую в мире искусственную форму жизни. Ряд ученых уже выразили опасение, что начало коммерческой гонки по созданию искусственных форм жизни приведет к появлению своего рода "Микробософта".

"Знание может быть использовано как во благо, так и против человека. И ученые отвечают за достоверность полученных знаний, за прогноз использования этих знаний в том или ином направлении, а за конкретное применение и использование отвечает общество в целом. Нужно уповать на коллективный разум", - отмечает декан биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, академик РАН Михаил Кирпичников.

В научном мире у крестного отца первого в мире искусственно созданного живого организма Крейга Вентера репутация авантюриста от генетики, который одержим идеей создания новых форм жизни из химических соединений. Впрочем, российские ученые считают появление бактерии Синтии всего лишь вопросом технологии, а не научным открытием. Сам Вентер уверен – это значительный, однако, не последний шаг. Каким будет следующий? Ученые успокаивают – проделать нечто подобное с человеческим организмом в настоящее время невозможно – нет таких технологий. Но это не значит, что они не появятся в будущем.