29.05.2010 | 22:47

К столетию со дня рождения Александра Лактионова

Художником одной картины, порой, несправедливо называют Александра Лактионова. Знаменитое "Письмо с фронта", хранящееся ныне в собрании Третьяковской галереи, действительно одна из выдающихся, но далеко не единственная работа живописца. А ведь за этим и другими полотнами мастера всегда скрывается "живая" история. Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения Александра Лактионова. Рассказывают "Новости культуры" .




Картину "Письмо с фронта" советский художник Александр Лактионов писал, живя в православном монастыре - в Троице Сергиевой Лавре, превращенной тогда в огромное общежитие. Жил почти как монах – в крохотной келье со своей огромной семьей, где, кроме родных, было еще несколько приемных детей.

"Быт был ужасный, это был голод, стесненное очень жизненное пространство. У нас комнаты были без света, без окон, семья была большая – четверо детей, мама. Мастерской не было никакой, единственное помещенье для работы было - это крыльцо", - вспоминает дочь А.Лактионова Мария Лактионова.

За это крыльцо Лактионова потом ругали, точнее за провалившийся пол, но Лактионов наотрез отказался его переписывать. Позднее за картину, на которой Лактионов изобразил почти всю свою семью, дали сталинскую премию.

"Справа – моя бабушка, слева – моя сестра, читает письмо мой брат Сереженька, а солдат – Володя Нифонтов, молодой художник…", - рассказывает Мария Лактионова.

"Это писал живой Репин" – так о студенте Академии художеств Александре Лактионове отзывался Исаак Бродский, автор обширной изобразительной Ленинианы. Мастер был учителем молодого дарования, а потом стал его любимой моделью. Лактионов напишет и последний портрет Бродского, когда тот был уже тяжело болен. Выходец из рабочей семьи – отец - кузнец, мать - прачка – Александр Лактионов станет одним из выдающихся портретистов своего времени –русским Рембрандтом. Именно Лактионову позировали почти все советские космонавты. Когда не были на орбите.

"Он долгое время работал со многими космонавтами и всегда жаловался, что очень тяжело с ними работать, потому что, в частности, Леонов за 3 года зашел к нему 2 раза, и было 2 сеанса по 2 часа", - говорит сотрудник Третьяковской галереи Наталья Чернышева.

К девизу художников-реалистов прошлого "Правда и красота" Лактионов добавил – "Правда жизни является для художника святыней". Только однажды, поразительно похожий на Петра Первого художник, позволил себе приукрасить действительность – в действительности у Лактионова были не усики, а бородища.