31.05.2010 | 10:16

Неделя французского кино в Москве

Неделя французского кино стартовала в столичном кинотеатре "Пионер" в рамках перекрестного Года Россия-Франция. Неувядающую классику высокого французского кино представит ретроспектива Алена Рене - "парижского Антониони". Авторские работы, созданные в эпоху культурного глобализма, – это панорама фильмов Оливье Ассаяса, одного из крупнейших режиссеров современной Франции. Также в афише - пять жанровых картин, отмеченных на мировых фестивалях последних лет. Подробности - у "Новостей культуры".



Оливье Ассаяс не был в России целых 20 лет. Он так смотрел вокруг, что прошел мимо кинотеатра. В Москву приехал сразу после Каннского кинофестиваля, он там один из завсегдатаев, и кажется, ожидал от журналистов этот неприятный вопрос: Ассаяса спросили о кризисе кино, в чем так упрекали нынешние Канны.

"Братья Люмьер изобрели не только кинематограф, но и кризис кинематографа, и знаете, с тех пор как я начал снимать, все говорят о кризисе кино, но это приятное тонизирующее чувство, это как будто ты находишься на краю пропасти, - говорит Ассаяс. - А что касается Каннского фестиваля, то это ведь не срез всего кинематографа, это просто срез фильмов, которые готовы к определенной дате".

У Ассаяса в Москве ретроспектива - четыре фильма, непохожие, будто созданные разными людьми. Один из последних - "Летнее время" - он сам, большой знаток азиатского кино, называет своим самым восточным фильмом. В картине представлена классическая французская семья, одну из ролей играет Жюльетт Бинош, лауреат Каннского кинофестиваля этого года. Здесь она непривычная – блондинка. Как после смерти матери быть с домом и коллекцией живописи? И что важнее в наследстве - деньги или память?

В "Очищении", почти рок-н-рольной картине Ассаяса, снялась еще одна признанная Каннами актриса, гонконгская звезда Мэгги Чун - бывшая муза и жена режиссера. Ее героиня пытается бросить наркотики, начать новую жизнь, но получилось, что новая жизнь у Ассаяса и Чун началась после съемок, в реальности.

"Это была роль, скроенная специально для нее, человеком, который увидел ее изнутри и почувствовал те границы, которые она может освоить, отношения у нас на площадке были очень ровные, очень спокойные, тогда как на самом деле мы находились на стадии развода и отношения личные у нас были непростые", - рассказывает Ассаяс.

Известный во Франции документалист Клэр Симон в Москву привезла фильм "Офис Бога". Так она называет центр планирования семьи, где, говорит, тоже вершатся судьбы. Фильм художественный, документальным его сделать не получилось бы, в центр люди приходят анонимно и их лица невозможно показать.

"Когда я увидела воочию, как работают эти центры планирования семьи, была под впечатлением, захотелось рассказать о женщинах, которые туда приходят, об их историях, о связях между поколениями, о свободе выбора, - признается Клэр Симон. - Но мне кажется, у нас в Европе и у вас в России об этой свободе разные представления".

За эту неделю в Москве покажут фильмы, которые во Франции любят, режиссеров, которых там знают. В России многие почти не известны. Офисный триллер Николя Клотца "Человеческий фактор" - с еще одним триумфатором нынешних Канн - актером Матье Амальриком.

Также будут показаны картины "Крыши Парижа" от родившегося в Ираке, но живущего во Франции режиссера Хинера Салеема, и "Первый встречный" знаменитого Жака Дуайона. "Первый встречный" - фильм, даже в названии которого, кажется, та самая французская легкость. Российские дистрибьютеры эти картины не закупили, они не появятся в прокате, и увидеть их можно только на таких неделях французского кино.

Все материалы о Годе Россия-Франция>>