01.06.2010 | 11:23

Давид Самойлов. Философ с музыкальным слухом

"От большинства из нас, кого современники называют поэтами, остается немного" – эти слова принадлежат Давиду Самойлову. Его собственные стихи были и остаются подлинными самородками на фоне популярной в советской стране рифмованной публицистики. Он родился в "проклятом двадцатом" году, писать начал в "сороковые, роковые" – так поэт назвал эти годы. В 1970-е издал первый сборник. В 1988 неожиданно получил Государственную премию – за два года до кончины. Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Давида Самойлова. Рассказывают "Новости культуры".



Давид Самойлов был первым, кто ввел среди советской интеллигенции в привычку отдыхать в Эстонии. В приморском Пярну он провел четырнадцать лет жизни – самые спокойные и счастливые годы.

Самойлов – редкое исключение из судеб поэтов "сороковых, роковых". Коренной москвич, позволивший себе, в отличие от сверстников, роскошь знать и помнить историю всех своих дедушек-прадедушек Кауфманов. Кроме того, Самойлов – один из немногих поэтов, вернувшихся с фронта. А еще он перечислил всех, кто с этой войны не пришел – поэтов Когана, Кульчицкого, Майорова. Саймойлов-Кауфман был от рождения философом с музыкальным слухом.

"Необыкновенный голос, необыкновенная манера не просвещать и не восхищаться самим собой, а вводить людей во вселенную, где торжествует условность музыкальная, ритмов, рифм, цезур, пауз. Это такая потрясающая музыка и такие невероятные стихи", – говорит народный артист России Вениамин Смехов.

В доме Чуковских хранится множество книг, подписанных Давидом Самойловым. Об огромном влиянии его творчества на эту семью свидетельствует двадцатилетняя переписка поэта и Лидии Чуковской. Ее дочь, известный литературовед Елена Чуковская, рассказывает об этой дружбе: ""Прочла вашу книгу, но прочла, не то слово, а полностью нахожусь под влиянием стихов Самойлова". Вообще что ни стихотворение – то счастье".

Может быть, из-за особой музыкальности у Самойлова складывались особые, очень удачные отношения с текстом первоисточника при переводе. Один из примеров – "Двенадцатая ночь" Шекспира для театра "Современник".

"Замечательный, озорной, с сегодняшними и тогдашними словечками, и перевод стал очень современным – как будто Шекспир это только вчера написал", – замечает народный артист России Авангард Леонтьев.

Так что Давид Самойлов – автор не только "сороковых-роковых". Им было продолжение в виде придуманных Самойловым же "пятидесятых-полосатых" и "шестидесятых-дрожжевых", "загадочных семидесятых" и "восьмидесятых межевых". Девяностым Самойлов придумать определение просто не успел. Его не стало 23 февраля 1990 года – в День Советской армии.

Читайте также:
Сороковые, роковые... 90 лет со дня рождения Давида Самойлова