01.06.2010 | 12:20

"Жизнь забавами полна. Охота" – выставка в Омском музее изобразительных искусств

"Делу время – потехе час" – эти слова, ставшие пословицей, принадлежат царю Алексею Михайловичу. Такую приписку он сделал к сборнику правил соколиной охоты, составленному по его приказу в 1656 году. Монарх намекал на то, что некоторые развлечения не менее важны, чем, собственно, государственные заботы. В Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля открылась выставка "Жизнь забавами полна. Охота" – из коллекций представителей династии Романовых и известных русских аристократических семей. Рассказывают "Новости культуры".



Фанфары квартета валторнистов настроили на охотничий лад не только посетителей музея. В день открытия выставки особое внимание уделяют тем, кого часто писали придворные художники, – собакам.

"Брать борзыми щенками" – эта фраза как нельзя лучше подтверждает былую ценность одной из первых русских пород собак. Их оставляли в наследство, обменивали на целые деревни и даже вывозили с собой за границу, в эмиграцию, как главную фамильную ценность.

Стать и хватка русской борзой вдохновляли на творчество. На Мейсенской мануфактуре по модели Иоганна Кендлера была создана фарфоровая борзая. Мастер даже специально выписал из России щенка этой породы, чтобы достичь наибольшей схожести. Императорский фарфоровый завод стал выпускать продукцию на тему охоты в угоду российской императрице Елизавете, страстно любившей это развлечение. Знаменитая Севрская мануфактура по заказу короля Луи-Филиппа изготовила для резиденции французских королей – замка Фонтенбло – охотничий сервиз из двух тысяч предметов, три из которых волею случая оказались в Омске. Дома простых горожан украшали масленки, икорницы, табачницы в виде диких уток и зайцев.

"Подобные изделия были в моде, были востребованы, художники хотели угодить своим заказчикам и выполняли многочисленные заказы", – рассказывает главный хранитель Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Анна Чернявская.

Картина "Охота на кабана" Карла Фридриха Дейкера до революции украшала собрание Великого князя Николая Михайловича Романова в Ново-Михайловском дворце. В 1927 году полотно поступило в Омск из Государственного музейного фонда, но ни разу не экспонировалось.
В 2010 году картину реставрировали на средства из регионального бюджета и впервые представили на выставке, которая открыла программу празднования 400-летия Дома Романовых.

"Эта коллекция – условно говоря, династии Романовых – в силу ряда обстоятельств поступила в Омск в 1924 – 1929 годах, в известном смысле, обезличенной. Откуда тот или иной экспонат происходит, кто был его владельцем, где и в каком помещении он размещался? За всем этим должна стоять большая научно-исследовательская, иначе говоря, атрибуционная работа. Мои коллеги планируют завершить ее в 2013 году", – поясняет директор Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Борис Коников.

За три года до юбилея Дома Романовых омским специалистам предстоит восстановить десятки раритетов. Итогом грандиозного проекта должна стать совместная экспозиция с одним из столичных музеев.