02.06.2010 | 10:42

"Кащей Бессмертный" под открытым небом и проливным дождем

Фестиваль "Империя оперы" стартовал в столичной усадьбе "Измайлово". В отличие от традиционных европейских оперных фестивалей под открытым небом московскому смотрю всего год. Но у него уже есть своя аудитория, готовая вынести любые капризы погоды, чтобы услышать забытые русские оперы в качественном исполнении и в живых, природных декорациях. В этом году фестиваль открылся оперой Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный". Подробности - у "Новостей культуры".



Дождь в унисон музыке. На фестивале "Империя оперы" это уже традиция. Художественный руководитель смотра Наталья Баринова рассказывает: "Как ни странно, нашим мероприятиям на открытом воздухе все время дождь сопутствует. Так было в прошлом году во время оперы "Мазепа". Но когда начинался спектакль, все останавливалось".

"Кащею Бессмертному" не повезло. Дождь не только не закончился, но еще и усилился. Публику это не испугало. Устроившись под зонтами, посетители парка, а среди них были и очень юные, внимательно слушали последнюю оперу Римского-Корсакова.

Дирижер, народный артист России Валерий Полянский рассказывает: "Нельзя сказать, что это забытая опера. Это трудная опера. Она очень трудная для солистов, для оркестра, несмотря на то, что размеры ее небольшие. Но музыка замечательная, партитура гениальная".

На сцене Николай Дорожкин строгий, даже грозный - Кащей. Но в жизни на своего персонажа он не похож - улыбчивый и искренний настолько, что готов раскрыть тайну смерти Кащеевой.

Николай Дорожкин, исполнитель партии Кащея, говорит: "В традиционной сказке смерть Кащея на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, а заяц в сундуке, а здесь смерть Кащея находится в слезинке Кащеевны, его дочки".

В русской народной сказке у Кащея нет дочки. Этого персонажа придумал композитор, который принимал участие в написании либретто. Елена Манистина партию Кащеевны впервые пела два года назад в лондонском Альберт-холле. Говорит, что тогда влюбилась в партию и в ней услышала отголоски других опер Римского-Корсакова.

"Сначала это женщина-вамп, агрессивная, сексуальная, а в конце становится Снегурочкой. По музыке здесь и Любаша, и Феврония – "Сказание о невидимом граде Китеже". Это все в музыке слышно. А в конце она тает, превращается в иву, становится голубой героиней", - говорит исполнительница партии Кащеевны Елена Манистина.

Елена Манистина участвовать в фестивале согласилась, не раздумывая, потому что нечасто исполняет любимую ею русскую музыку. Павла Баранского этот проект фестиваля тоже привлек своей программой.

Исполнитель партии Ивана-Королевича Павел Баранский признается: "Безусловно, русская музыка – это особая музыка. Петь для своего народа – большое удовольствие. Я сейчас еду в Ирландию, где буду петь чешскую музыку. Но это уже не русская. Русскую музыку всегда большое удовольствие петь".

12 июня в рамках фестеваля петь будут уже не только русскую музыку, но и итальянскую – арии из популярных опер. Музыкальные раритеты организаторы оставили до следующего года. В 2011 в усадьбе "Измайлово" будет звучать редко исполняемая опера Верстовского "Аскольдова могила".