06.12.2017 | 20:20

"Иконотека": новое выставочное пространство в Москве знакомит с древнерусской живописью

Новое выставочное пространство появилось сегодня в столице. Здание в Пречистенском переулке станет центром притяжения для знатоков и ценителей древнерусской живописи. Здесь открылась «Иконотека». На церемонии присутствовал министр культуры Владимир Мединский. Подробности у Антона Николаева.

Этот дом для своей мастерской в годы войны построила скульптор Вера Мухина. В одной половине до сих пор живут ее наследники. Во второй части здания, находящейся в федеральной собственности, долгие годы шла реставрация. И вот сегодня здесь открылась «Иконотека» Адольфа Овчинникова. 

С 60-х годов Адольф Овчинников копирует монументальную живопись. Детально воспроизвел фрески восьми древних храмов. В Старой Ладоге за 17 лет полностью скопировал настенную живопись Георгиевского собора XII века. Его главный вклад − создание собственного метода реставрации. До начала работы художник копирует икону на прозрачную пленку.

По его словам, это позволяет почувствовать руку древнего иконописца, уловить его неповторимую интонацию, понять авторский замысел. Делая сотни, может быть, тысячи копий, Овчинников словно перевоплощается в древнего изографа. Только тогда приступает к реставрации. Но и это только часть метода. Овчинников исследовал под микроскопом красочный слой. И пришел к выводу, что иногда в работе над одной иконой использовались пигменты разного помола. Теперь сам воспроизводит эту технику. Используя только натуральные минералы, собственноручно растирает их до нужной консистенции.

«У этой иконы грубый помол киновари, ярко-рубиновой. Она лежит мозаично. Это совсем другой эффект. А когда я слишком тонко перетер, работа идет совсем по другому пути. Она или все “отравит” розовым, или, наоборот, у нее силенок не хватит, чтобы удержаться посередине. Эти физические или химические приемы, если вы не видите, то тогда это будет раскрашенный плакат, а икона не плакат, она − модель мира невидимого», − отметил художник-реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР Адольф Овчинников. 

Овчинников не только успешно реставрирует, но и когда авторская живопись сохранилась не полностью, реконструирует фрески. Как, например, в случае с настенной живописью комплекса древних пещерных храмов Саберееби в Грузии.

Овчинников готов передавать свой уникальный опыт. Планируется, что «Иконотека» станет образовательным центром, где будут проводиться мастер-классы по реставрации и копированию, лекции по истории древнерусского искусства.

Новости культуры