04.06.2010 | 11:24

Печать. 4 июня 2010 года

"Электричество творчества" – таким запомнят Андрея Вознесенского его самые молодые читатели. Сегодня, в день прощания с поэтом, российские издания вновь пишут о его роли в становлении новой отечественной литературы. "Материализация духов" – что сулит музеям-усадьбам долгожданный допуск в правовое поле? В конкурсной программе – всего один российский фильм. Московский международный кинофестиваль в этом году предпочитает французский язык. Эти и другие темы – на страницах сегодняшних газет. Рассказывают "Новости культуры".



***
Сегодня Москва прощается с Андреем Вознесенским. "Российская газета" печатает никогда не публиковавшиеся стенограммы встреч поэта со студентами Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Конечно, все сказано в его стихах, однако на этих встречах Вознесенский пытался "себя объяснить": "Я не люблю этих слов – вдохновение. Но это идет так, будто кто-то тебя вилкой включает в электросеть, и тут ты начинаешь работать. Часто сам не понимаешь, что пишешь. Это диктовка откуда-то из космоса или от Бога. Потом думаешь: а почему так написалось?".

***
Комитет Госдумы по культуре принял в первом чтении поправки в федеральные законы "О музейном фонде" и "Об объектах культурного наследия", которые придадут официальный статус музеям-заповедникам и музеям-усадьбам. Об этом пишет "Время новостей". "Это только первый шаг, но его значение трудно переоценить", – считает директор Музея-заповедника "Михайловское" Георгий Василевич. А директор Музея-усадьбы "Архангельское" Владимир Длугач говорит: "Если закон будет принят, это можно назвать революцией, поскольку музей-заповедник – ключевое понятие для сохранения нашей истории". Де-факто в России существует более ста музеев-заповедников, но юридически их как бы нет. Есть только музеи, которые могут заниматься своими фондами, проводить экскурсии, но не могут вести никакой хозяйственной деятельности. Конечно, на практике все заповедники развивают туристическую инфраструктуру и тем самым нарушают закон. Поправки же легализуют эту деятельность.

***
"Праздник со следами тревоги" – так называют фестиваль "Кинотавр", который откроется в Сочи в это воскресенье. Как тут не тревожится? Финансирование кинопроизводства прервано – новый Фонд поддержки кинематографа пока не заработал. Мало того, нет ясного представления о том, как он должен работать. "Российская газета" публикует интервью с Кареном Шахназаровым. Генеральный директор "Мосфильма" и от "Кинотавра", и от нового фонда ничего не ждет. Он ратует за возврат к советской системе кинопроизводства. "Нет детского, комедийного, музыкального кино. Их и не будет при нынешней системе. В советском кино был определен план в пятнадцать детских картин – как хотите, но делайте! Из пятнадцати десять были плохими, но пять получались, а две – вообще шедевры... Тот же Голливуд: им же не нужны сплошь боевики или сплошь триллеры. Они планируют комедии, мюзиклы, драмы. Пока нет планирования, не будет у нас детского кино! Еще раз повторяю: нужно вернуться к советской модели киноиндустрии".

***
"Труд" выделяет главные особенности другого кинофестиваля – Московского международного. В этом году он "заговорит по-французски". Председатель жюри – Люк Бессон. Гости – Клод Лелуш, Жерар Депардье и Эммануэль Беар. Зато русского языка будет гораздо меньше. В программе фестиваля представлен всего один российский фильм – "Воробей" Юрия Шиллера. В прошлом году за золотую статуэтку "Святого Георгия" боролись три отечественные ленты. Еще одна отличительная черта – экономия. Председатель отборочной комиссии фестиваля Андрей Плахов заявил: "На 32-м ММКФ не будет звезд, приглашенных в качестве свадебных генералов. Все актеры приедут представлять фильмы. Это связано с финансами, но мне такой подход кажется правильным. Звезды привлекают публику, позволяют создать ажиотаж, но, в конечном счете, не это является целью фестиваля, а показ фильмов".