04.06.2010 | 12:02

Гатчинский Павильон Венеры вновь открыт для посетителей

В Гатчинском полку возрожденных шедевров прибыло. В дворцовом парке музея-заповедника вновь открылся для посетителей Павильон Венеры. Деревянный храм богини любви спроектировал Винченцо Бренна по особому заказу Павла Первого. Император желал видеть у себя дома копию одноименного павильона, которым восхищался в парке Шантильи под Парижем во время своего путешествия по Европе в 1781 году. В отличие от французского прототипа, гатчинский Павильон Венеры прежил революции и войны. Сегодня он, возможно, является единственным в России сохранившимся образцом деревянной парковой архитектуры XVIII века. Рассказывают "Новости культуры".



Ни в одном из сохранившихся творений Винченцо Бренны не чувствуется такой магии в обращении с архитектурными формами и способности обыграть преимущества пейзажного парка. Снаружи павильон кажется очень маленьким, но, войдя внутрь, человек ощущает себя в полноценном дворцовом интерьере.

Гатчинскому павильону за двести лет грозили уничтожением революция, Гражданская война, немецкая оккупация, но в итоге, деревянная постройка сгорела от брошенной сигареты. Произошло это в 2006 году. Больше всего пострадал уникальный плафон Якоба Меттерлейтера "Триумф Венеры". Реставрация полотна закончилась осенью 2009 года, и тогда же дирекция музея приняла рискованное решение вернуть плафон на родное место. Никто точно не знал, насколько прочно экспериментальный клей схватит восемьдесят квадратных метров холста.

"Зима у нас была очень холодная, и температура в павильоне такая же, как и на улице. Это был первый случай в истории, чтобы использовался такой материал в таких условиях", – отмечает главный хранитель Государственного музея-заповедника "Гатчина" Елена Ефимова.

В ходе реставрации специалистам удалось укрепить фундамент здания и сохранить все оригинальные несущие конструкции. Павильон Венеры – одно из немногих деревянных дворцовых строений, сохранившихся в окрестностях Петербурга.

"Это все-таки памятник не воссозданный, не новодел. Памятник, который можно с полным основанием отнести к числу подлинных памятников", – подчеркивает заместитель директора Государственного музея-заповедника "Гатчина" Валерий Семенов.

С открытием павильона у дирекции музея появится новая головная боль – как обезопасить "парадиз на острове Любви"? Надежды на сознательность гуляющей публики, как показал опыт 2006 года, не всегда себя оправдывают.