04.06.2010 | 14:54

Роботы и... мухи в современном искусстве

Сколько может стоить картина, написанная... мухой, и можно ли считать ее произведением искусства? Ответ адептов искусствоведения, скорее всего, будет однозначно отрицательным. А вот американец Дэвид Боуэн, создатель роботов-художников, которые заставляют насекомых рисовать, считает, что его питомцы со временем займут свое место в истории искусства. Рассказывают "Новости культуры".



Куратор выставки Дарья Пархоменко безуспешно пытается уговорить муху нарисовать что-нибудь. Насекомое упирается.

"Этот робот основан на движении мух. То есть сами мухи рисуют. Мухи попадают в маленький цилиндр с датчиками движения. Когда мухи двигаются, датчики это чувствуют. Они передают данные, и робот-рука начинает рисовать. Вот, сейчас муха задвигалась, и вы видите, как создается очередная композиция", – поясняет Дарья.

Вообще, это коллективный труд. В цилиндре – около двухсот мух. Некоторые еще не вылупились. В России, в отличие от Америки, мухи в зоомагазине не продаются. Пришлось купить личинки на Птичьем рынке. Условия у них комфортные – мухи могут пить воду, есть сахар, а когда хотят – рисуют. Произведением искусства можно считать как сам процесс, так и конечный продукт – кому как нравится. Дэвид специально программирует роботов так, чтобы они могли допускать ошибки, шероховатости.

"Этого робота я назвал свето-обжора. Он питается светом от электрических ламп", – говорит автор.

Когда одна лампочка гаснет, робот переползает к другой. И так – до тех пор, пока Дэвид не решит, что рисунок готов.

"Я своими руками мастерю все эти механизмы, потом программирую их, задаю алгоритм их действия, а дальше роботы сами начинают создавать рисунки. Я могу пойти на работу, читать лекцию, и все это время роботы будут рисовать", – замечает художник.

В своем родном университете, в штате Минессота, Дэвид Боуэн преподает скульптуру и робототехнику. Один из роботов установлен прямо на крыше университета. Засушенный сорняк колышется от дуновения ветра. К нему подсоединены датчики движения, которые в режиме реального времени телепортируют ветер прямо в Москву.

"На самом деле, есть небольшая задержка – примерно в секунду, но вы все равно можете почувствовать, как вас обдувает ветром Минессоты", – продолжает Дэвид Боуэн.

"Со времени появления роботов людей волнует вопрос: робот – это хорошо или плохо? Какие последствия? Нужно сказать, что в руках Дэвида робот – это точно поэзия, это искусство", – добавляет Дарья Пархоменко.

Единственный живой организм на этой выставке – жук. Жук среди роботов. Живое среди неживого. По словам Дэвида, в этой видеоинсталяции и кроется смысл всей выставки.